Санкт-Петербург, Мариинский театр

Бемби
 В джунглях 


одноактный балет

Исполнители

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Композитор – Александр Локшин
Хореограф – Антон Пимонов
Автор либретто, художник – Анна Матисон
Художник по свету – Александр Сиваев

Краткое содержание

Дети Бемби, оленята Гурри и Гено, гуляют одни. Играя, они незаметно оказываются в незнакомой части леса – темной и таинственной. Гено пугается, но Гурри в восторге от приключения. Она придумывает новую забаву – раскачиваться на лианах, как на качелях. К игре присоединяются еще двое оленят – Бозо и Лана. Фантазия этой веселой четверки превращает лес в волшебные джунгли, лиану – в змею, появляются дятел, сойка и даже тигр. Но Гено вдруг выходит из игры – он чувствует, что в лесу появились чужие.
Внезапно на поляну высыпают люди, они ведут себя дико, разнузданно. Животные предпочитают скрыться, и только любопытная Гурри остается наблюдать за ними. Один человек явно выделяется из шумной компании – это Егерь. Он может ненадолго утихомирить людей, но стоит ему отвернуться – и веселье закипает пуще прежнего. Вдруг Егерь замечает Гурри. Доверчивому и смелому олененку хочется показать, что он умеет. Гурри весело прыгает, пытается повторить то, что показывают ей люди, но, оступившись, падает и не может подняться. Зрители теряют к ней интерес и расходятся. Лишь Егерь пытается помочь несчастной. Он берет Гурри на руки и уносит из леса. Вернувшийся с друзьями Гено, не найдя сестру, в отчаянии считает ее погибшей.
Наступает ночь. Бемби ищет свою дочь. Ему помогают Светлячки: освещая землю, они ведут оленя по следам Егеря. Увидев Вожака, Егерь с почтением склоняет голову и возвращает ему Гурри. Та может ходить, но еще очень слаба. Бемби оставляет ее в на поляне в окружении светлячков, а сам исчезает в лесной чаще. В целительном мерцании светлячков Гурри поправляется. Ранним утром Гурри просыпается веселой и бодрой, вокруг щебечут птицы, жизнь снова прекрасна. Гено и другие животные обрадованы, что с ней все в порядке.
Вдруг Гено прислушивается и делает знак – это возвращаются люди! Лес заботливо скрывает животных от врагов. Ломая ветки и откидывая лианы, охотники пробираются сквозь чащу. Вдруг они наталкиваются на Гурри. Та не собирается бежать и удивленно смотрит на прицелившегося в нее охотника. Гремит выстрел, но в последний миг Егерь успевает заслонить собой олененка. Звери в ярости бросаются на обидчиков. В бурной схватке люди побеждены и с позором бегут.
Ночь спускается на джунгли. Гурри оплакивает своего раненого защитника. Прилетают светлячки – своим волшебным светом они излечивают Егеря. Звери счастливы.
Но снова слышится хруст веток, животные цепенеют, но на этот раз люди настроены миролюбиво. Они извиняются перед Гурри, и та их прощает. Мир восстановлен.
Издалека за происходящим наблюдает Вожак Бемби.


Премьера – 13 марта 2015 года, Мариинский театр
Продолжительность балета 25 минут

«В джунглях», сюита для симфонического оркестра (1960)

Мы – плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем.
Ф. Сологуб

Эпиграф заимствован из «Трех стихотворений Ф. Сологуба» для сопрано и фортепиано, написанных А. Локшиным в 1983 году, а исполненных – понятное дело, раньше было нельзя – в 1988-м, год спустя после ухода композитора. Так сложилась его жизнь: в советское время на стихи «идейно чуждых» Бодлера и Киплинга, на тексты из «Реквиема» Ахматовой и православной заупокойной службы – писать можно было только «в стол». Недаром же Локшин сетовал в автобиографии: «… Я никогда не слыхал Первую, Шестую и Восьмую симфонии, а также кантату “Мать скорбящая”, комическую ораторию “Тараканище” и первые две пьесы из Трех сцен из “Фауста”…». И это далеко не полный список запретов на исполнение – прямых и косвенных.
Нельзя про людей, а про зверей – пожалуйста! В сочиненной, казалось бы, для заработка киномузыке Локшина много ярких страниц. Научно-популярный фильм «Тропою джунглей» (1959), снятый режиссером Александром Згуриди, среди прочих наград был отмечен государственной Ломоносовской премией. Композитор внес свой вклад в успех фильма. Сюиту «В джунглях» впервые исполнили уже в 1960 году – один из редких случаев оперативного внимания со стороны музыкантов – под управлением дирижера Арвида Янсонса, энтузиаста творчества Локшина.
Картина про зверей, а музыка… про людей, как всегда у Локшина! Природа, мир джунглей (привет Киплингу!) запечатлены зорким глазом  – виноват, чутким слухом композитора. Сюита – произведение уже зрелого мастера (сам композитор относит обретение индивидуального стиля к концу 50-х годов). Рядом с его многочастными симфониями-вокальными сюитами (циклами) и эта сюита выглядит своеобразной симфонией, о чем говорят драматургия и форма произведения в целом, тематические арки, контрастность частей-эпизодов… Сюита, написанная ранее других симфоний Локшина (кроме Первой симфонии «Реквием», датированной 1957 годом), предвещает главное в творчестве композитора-симфониста – отказ от традиционных схем, поиск для каждой симфонии своей индивидуальной формы.
Первые же такты «Вступления», казалось бы, типичного для саундтрека к фильму о природе, содержат нескрываемые аллюзии на Девятую симфонию Малера . Эта ностальгическая нотка сразу очеловечивает повествование о мире наших «братьев меньших». «Джунгли» воссоздают пряную атмосферу тропического леса, таинственную, тревожную, полную драматических всплесков и вместе с тем завораживающую первозданным величием. «Игры обезьян» – симфоническое скерцо, веселое, забавное, порой даже глумливое, вплоть до дерзких дразнилок. Центральный эпизод – медленный блюз, томный, необыкновенно красивый (скрытая полемика с противниками «обезьяньего» джаза). Локшин – изумительный мелодист: блюз мог бы стать шлягером и на джазовых фестивалях, и на танцплощадках! «Ночь» занимает место привычного Adagio в симфоническом цикле. Мастер оркестровки, Локшин скромными средствами рисует почти зримую панораму спящего леса. «Птицы» – еще одно виртуозно инструментованное скерцо, в котором композитор отдает дань любимым учителям – Дебюсси, Равелю, Стравинскому (слушатель вспомнит и «Балет невылупившихся птенцов», и «Жар-птицу», и «Дафниса и Хлою»…). «Гон» – звуковая картина экзотической туземной охоты: зверей пугают и гонят музыкальным «оружием» – батареей ударных инструментов. Неумолимо звучащий угрожающий ритм погони расцвечен множеством ритмических вариаций-«украшений» – шелестящих, звенящих, громыхающих… В кульминации к ударным присоединяется ревущая медь. «Облава и финал» заключают сюиту: стремительный «гон», продолжающий охоту, уступает место апофеозу. Возвращается настроение вступительного раздела сюиты, возвращаются – в мощном медноголосии, в сверкающем оркестровом tutti – аллюзии на малеровские ликуюшие финалы.
Так завершается сюита – ее смело можно было бы назвать «Пасторальной симфонией» Александра Локшина.
Но так же легко представить «В джунглях» и балетной партитурой. Не только потому, что, начиная с Федора Лопухова и Джорджа Баланчина, нас научили переводить на язык пластики «чистую» непрограммную музыку, но еще и потому, что сюита Александра Локшина – своими образами, сюжетной изобразительностью – открывает простор творческой фантазии хореографа и танцовщиков.
Иосиф Райскин


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)