Санкт-Петербург, Концертный зал

Сибелиус. Респиги. Берлиоз


Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп


В ПРОГРАММЕ:
Ян Сибелиус
Симфоническая легенда «Возвращение Лемминкяйнена», соч. 22

Отторино Респиги
Симфоническая сюита «Балкида, царица Савская»

Гектор Берлиоз
Фантастическая симфония, соч. 14

 

Сюита «4 легенды о Лемминкяйнене» (1893–1896) принесла Сибелиусу европейскую и мировую известность. В ней композитор обратился к самому веселому и жизнерадостному герою финского национального эпоса «Калевала». Лемминкяйнен – храбрый воин и неотразимый покоритель женских сердец, своим озорством напоминающий другого излюбленного музыкантами персонажа – Тиля Уленшпигеля. Составляющие сюиту симфонические легенды, как правило, исполняются отдельно.
Первые три части сюиты рассказывают о Лемминкяйнене – пастухе на острове Саари, который покоряет девушек пением и плясками, и о царстве смерти Туонеле. Туонела омывается рекой, по черным водам которой плавает величавый Туонельский лебедь. Герой сватается к дочери жестокой царицы северной страны Похьелы. Не сумев исполнить одного из условий Похьелы – застрелить Туонельского лебедя – Лемминкяйнен гибнет. Узнав об этом, его мать, спускается в преисподнюю и, собрав разрубленное тело сына, вновь вдыхает в него жизнь.
Быстрые, оживленные крайние части сюиты контрастируют с печальными и мрачными образами ее средних медленных разделов. Стройность музыкальной формы целого достигается благодаря единству мелодических интонаций, восходящих к карело-финскому фольклору.
«Возвращение Лемминкяйнена» (1895, 2-я ред. 1900) – ликующий мажорный финал сюиты. Устав от походов и сражений, испытав всевозможные приключения, Лемминкяйнен возвращается в родные края, где все напоминает о его детстве.

С именем Отторино Респиги связывают ренессанс инструментальной музыки в Италии после более чем полувекового господства оперы.
Респиги окончил Музыкальный лицей в Болонье по классу скрипки и в 1900 году отправился в Россию, где занял место концертмейстера в Итальянской опере Петербурга. В 1901 году он в течение полугода брал уроки композиции у Римского-Корсакова. «Их было немного, – вспоминал Респиги, – но для меня они имели огромное значение». Годом позже он занимался в Берлине в классе композиции Макса Бруха.
Мировая известность пришла к Респиги после премьеры его симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917). Последовавшие за ней поэмы «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1929) продолжили симфоническую трилогию, принесшую Респиги славу одного из блестящих мастеров колористической звукописи и выдающегося знатока оркестра.
Не менее трети творческого наследия композитора составляют транскрипции, обработки, а также свободные композиции на темы известных и анонимных авторов Средневековья и Возрождения, композиторов эпохи барокко. Респиги – автор нескольких опер и балетов, симфонических сюит, камерных инструментальных произведений, романсов и вокальных циклов. Балет «Балкида, царица Савская» (1931) – одно из последних сочинений Респиги для музыкального театра. Согласно библейскому преданию, царица Савская, легендарная правительница аравийского царства, узнав о мудрости и славе израильского царя Соломона, «пришла испытать его загадками… И увидела царица Савская всю мудрость Соломона». Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов младенцу Иисусу Христу. Об истории царицы Савской и пророка Сулеймана повествуется в Коране, легенды о царице существуют и в иудейской традиции. В европейской культуре сюжет этот нашел разнообразное преломление – в литературе, в живописи, в музыке (в частности, в оратории Генделя «Соломон» и в опере Гуно «Царица Савская»).
Балет был поставлен в Ла Скала в 1932 году и хорошо встречен публикой. Успех постановки побудил Респиги составить из музыки балета оркестровую сюиту (1934). Музыка балета имеет ярко выраженный ориентальный характер и подчас напоминает «Шехеразаду» Римского-Корсакова (дань почитаемому учителю!): пышная партитура сочетает изысканную живописность с жесткой брутальностью.

«Огромная симфоническая композиция в новом жанре, посредством которой я постараюсь произвести на мою аудиторию большое впечатление» – так Гектор Берлиоз охарактеризовал партитуру своей «Фантастической симфонии» (1830), явившуюся ярчайшим манифестом музыкального романтизма. Автор не полагался на фантазию своих слушателей, приученных к классицистской модели симфонии – от Гайдна до Бетховена. И помимо заголовков частей «Фантастической симфонии» снабдил ее развернутой литературной программой, в которой нашли отражение автобиографические мотивы: история страстной влюбленности молодого композитора в приму английской театральной труппы, гастролировавшей в Париже – ирландку Гарриет Смитсон.
Внимательный слушатель, следуя программе, не упустит подробности сюжета этой музыкальной «новеллы», блистательно воплощенной средствами симфонического оркестра. Центральный образ симфонии, ее idée fixe – тема возлюбленной, цементирующая весь симфонический цикл. Она предстает в разных обличьях – от мечтательного абриса прекрасной любимой женщины в первых трех частях, до гротеска и карикатуры – в двух последних. «Фантастическая симфония» впервые прозвучала в Париже 5 декабря 1830 года под управлением автора.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход