Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Александра Рамма (виолончель)


Марафон лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

В ПРОГРАММЕ:
Сезар Франк
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8 (в переложении для виолончели и фортепиано)

Гаспар Кассадо
Сюита для виолончели соло

Феликс Мендельсон
Соната для виолончели и фортепиано № 2 ре мажор, соч. 58

Бенджамин Бриттен
Соната для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 65


Исполняет Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – Анна Одинцова

О концерте

Скрипичная соната Сезара Франка, наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом, принадлежит к триаде камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок ее первому исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала одним из любимых произведений Изаи и вошла в репертуар многих известных скрипачей. Четырехчастная форма цикла напоминает о структуре баховских сонат. Как и у Баха, цикл начинается с умеренно медленной части. Обращение к речитативу в третьей части и к полифоническим формам в финале также заставляет вспомнить о принципах барокко, но богатая хроматизированная гармония отсылает к позднеромантическому стилю.
Первая же музыкальная мысль сонаты – красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие, – протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси. В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором все части связаны одним мотивом. Этот принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки была впоследствии переложена для различных инструментов. Транскрипцию для виолончели, выполненную французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, одобрил сам композитор. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.
Владимир Хавров

Каталонский виолончелист Гаспар Кассадо, ученик легендарного Пабло Казальса, создал обширный репертуар как для своего инструмента, так и для гитары, не считая множества концертных транскрипций. Его увлечение старинной музыкой не ограничивалось Бахом: Фрескобальди и Куперен также были ему хорошо известны. В своей единственной сюите он соединил барокко и современность, каталонское и общеевропейское, что и отразилось в названиях трех частей: «Прелюдия-фантазия» (Сарабанда) – «Сардана» – «Интермеццо» и «Заключительный танец» (Хота). Сюита для виолончели соло – конечно же, дань уважения Баху, но также и Золтану Кодаи. Фрагмент его виолончельной сонаты (1921) Кассадо цитирует в первой части. Там же находится цитата из балета Равеля «Дафнис и Хлоя» (1912) – Кассадо не устоял перед искушением переложить для любимого инструмента великолепное флейтовое соло.
Анна Булычёва

Вторая виолончельная соната Феликса Мендельсона-Бартольди посвящена графу Матвею Виельгорскому, меценату, одной из заметнейших фигур российской музыкальной жизни XIX столетия. Ученик знаменитого Бернхарда Ромберга, Виельгорский был и хорошим виолончелистом: Роберт Шуман, во время пребывания в Петербурге слышавший исполнение им сонат Мендельсона, в дневнике отметил, что Виельгорский играет, как настоящий артист.
В сонате отражаются грани стиля зрелого Мендельсона. Первая часть сонаты напоминает об «итальянских» страницах его музыки. Таинственный колорит скерцо, подчеркнутый использованием pizzicato у виолончели, несомненно, связан с создававшейся в это же время музыкой ко «Сну в летнюю ночь». Возвышенное Adagio, где виолончели поручен речитатив – своеобразное посвящение Баху, перед искусством которого Мендельсон преклонялся. Завершает цикл виртуозный, жизнерадостный финал.

Мстислав Ростропович вдохновил на создание сочинений для виолончели многих композиторов XX века. Бенджамин Бриттен впервые услышал Ростроповича во время его лондонских гастролей, где тот с успехом сыграл Первый концерт Шостаковича. Восхищенный мастерством музыканта, Бриттен по его просьбе написал Сонату для виолончели и фортепиано. Ростропович стал первым исполнителем и этой сонаты (партию фортепиано исполнял сам Бриттен), и всех последующих виолончельных сочинений композитора – симфонии с оркестром и трех сюит.
Пятичастная соната Бриттена сочетает черты классического сонатного цикла и сюиты-дивертисмента. Используя традиционные для сонаты формы, композитор предпосылает каждой части жанровое обозначение. Цикл построен концентрически: характер первых двух частей зеркально отражен в двух завершающих, а медленная третья обрамляется ими. Открывающая сонату часть озаглавлена «Диалог». Небольшой секундовый мотив дает начало всем ее темам. Развитие этого мотива ведет к кульминации: сбивчивым фразам виолончели отвечают резкие и диссонантные реплики фортепиано. Тон спокойного «диалога» восстанавливается в репризе. В скерцо тембр виолончели трактован необычно – на протяжении всей части она звучит без использования смычка. Острое staccato фортепианной партии подчеркивает «ударный» колорит. Центральная часть цикла – элегия, где основная скорбная тема звучит в низком регистре у виолончели. Ее развитие достигает к середине части высочайшей степени экспрессии. Миниатюрный марш четвертой части носит пародийный характер – инструменты ансамбля играют каждый в своей тональности, словно не совпадая друг с другом. Финал – «вечное движение», построенное на мотиве-монограмме DSCH. Эта часть посвящена Дмитрию Шостаковичу, с которым Бриттена связывала давняя дружба и чья музыка вдохновила его на создание сонаты.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход