Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Локшин


Закрытие XXII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей»

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Бехзод Абдураимов (фортепиано)
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Юрий Власов  (бас)
Владимир Мороз (баритон)
Эдуард Цанга (бас)

Симфонический оркестр и хор Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Александр Локшин
Симфония № 3 для баритона, мужского хора и большого симфонического оркестра на стихи Редьярда Киплинга
«Тараканище», маленькая комическая оратория для солистов, хора и большого симфонического оркестра на стихи Корнея Чуковского
«Жди меня», симфоническая поэма для голоса и оркестра на стихи Константина Симонова

Петр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор, соч. 23

 

Александр Локшин – имя, которое, увы, неизвестно широкой публике. Между тем Дмитрий Шостакович, Мария Юдина, Борис Тищенко, Рудольф Баршай и другие выдающиеся музыканты называли музыку Локшина гениальной!
Александр Лазаревич Локшин родился в небольшом сибирском городе Бийске в 1920 году. С шести лет начал брать уроки игры на фортепиано. В 1930 году семья Локшиных переехала в Новосибирск, где одаренный мальчик продолжил обучение в образцовой общеобразовательной школе и одновременно в музыкальной школе у известного пианиста А. Ф. Штейна, бывшего профессора Петербургской консерватории, высланного в Сибирь после революции.
В 1936 году шестнадцатилетний юноша поступил на второй курс училища при Московской консерватории, а весной 1937 года его перевели в консерваторию – и тоже на второй курс – в класс композиции профессора Николая Мясковского. В мае 1941 года (до защиты диплома!) он был принят в Союз композиторов СССР, а спустя месяц, при сдаче выпускных экзаменов, лишен диплома и исключен из консерватории за сочиненные им Три пьесы для сопрано и симфонического оркестра «Цветы зла» на «упаднические, декадентские» стихи Шарля Бодлера (дирижировал исполнением симфонии Николай Аносов).
В июне 1941 года вступил в ополчение Краснопресненского района Москвы, но вскоре был освобожден по болезни (язва желудка, близорукость) от воинской службы. В составе пожарной дружины дежурил по ночам на крыше Московской консерватории, а затем возвратился к родителям в Новосибирск, где руководил концертами в госпиталях и рабочих клубах.
22 апреля 1943 года в Новосибирске состоялась премьера симфонической поэмы Локшина «Жди меня» (1942) на стихи Константина Симонова. Прославленным оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Евгений Мравинский (соло – Евгения Вербицкая). Во вступительном слове перед концертом Иван Соллертинский высоко оценил сочинение молодого композитора, сказав, что «этот день войдет в историю русской музыки». По возвращении в Москву Локшин был восстановлен в консерватории (по ходатайству Мясковского), а поэму «Жди меня», сыгранную под управлением Аносова, ему зачли в качестве дипломной работы. Окончивший консерваторию (диплом с отличием!) Локшин оставлен на преподавательскую работу. С 1945 года он вел курсы инструментовки, чтения партитур и музыкальной литературы. В июне 1948 года композитор попал в жернова кампании по «борьбе с космополитизмом» и за пропаганду среди студентов «идейно чуждой» музыки Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича был уволен из консерватории. С начала 50-х годов Локшин сосредоточился исключительно на сочинении музыки. Вынужденный для заработка инструментовать чужие сочинения, писать музыку к кинофильмам и спектаклям, композитор бескомпромиссно отстаивал свой художественный мир. В автобиографических заметках Локшин заметил, что «испытал сильнейшее влияние Шуберта, Брамса, Берга, Малера и Сцены в спальне графини [из оперы Чайковского «Пиковая дама» – прим. ред.]. Все это, видимо, переплавилось, и только сейчас я могу отдать себе отчет, откуда произошло то, что я называю собственным стилем».
Глубина и та высокая простота, которая завоевывается не жаждой успеха, а стремлением «во всем… дойти до самой сути, до оснований, до корней, до сердцевины» (Борис Пастернак) – вот главнейшая черта творчества Александра Локшина, вот его «патент на благородство»! Опираясь на стихи любимых им поэтов, композитор средствами симфонической драматургии «укрупняет» слово, возводит цельную музыкально-поэтическую концепцию. Так было и с лирическим посланием Константина Симонова, и с иными поэтическими импульсами, рождавшими отклик у композитора. Из одиннадцати симфоний Локшина только одна Четвертая – чисто инструментальная. Остальные вызваны к жизни латынью заупокойной мессы и древнегреческими эпиграммами, стихами Киплинга и сонетами Шекспира, стихами Блока, Заболоцкого, Леонида Мартынова, «Песнями западных славян» Пушкина, японской лирикой и творчеством португальского поэта эпохи Возрождения Луиса де Камоэнса. В этот же ряд входят и другие сочинения Локшина – кантата «Мать скорбящая» на тексты из «Реквиема» Ахматовой и русской заупокойной службы, моноопера «Три сцены из “Фауста”», «Искусство поэзии» для сопрано и камерного оркестра на стихи Заболоцкого…
К немногим сатирическим страницам в творчестве А. Локшина относится «Тараканище» – комическая оратория на стихи Корнея Чуковского (1962). «Перед самым исполнением, – вспоминает вдова композитора Татьяна Алисова-Локшина, – сочинение запретили, потому что в лице Воробья, склевавшего Таракана, кто-то проницательно усмотрел намек на Никиту Хрущева… Ведь в тексте у Чуковского сказано: “Ослы ему славу по нотам поют”, а композитор добавляет еще с героико-комической интонацией: “Слава, слава!”». Но, думается, одновременно на излете хрущевской оттепели спасали и великого вождя, запечатленного в «образе» главного героя оратории.
Третью симфонию на стихи Редьярда Киплинга (1966) сегодняшний слушатель невольно сравнит с не раз звучавшим в последнее время «Военным реквиемом» Бриттена. Оба сочинения отличает ярчайшая антивоенная направленность, гуманистический пафос (кстати, вопреки ложной репутации Киплинга – «певца английского империализма», помешавшей симфонии Локшина пройти сквозь игольное ушко советской идеологической цензуры). Первое исполнение Третьей симфонии состоялось лишь в 1979 году в Лондоне (оркестр Би-би-си, дирижер Геннадий Рождественский, солист С. Робертс).
Когда Александр Локшин скончался (11 июня 1987 года), дирижер Рудольф Баршай, не раз исполнявший и записывавший сочинения композитора, выступил в русском зарубежном журнале «Континент» со статьей «Памяти друга». Баршай выразил надежду, что «время Локшина еще придет, и русская публика с благоговением почтит память своего выдающегося композитора». Присоединимся к этой надежде.
Иосиф Райскин


Первый концерт Чайковского – одно из самых исполняемых сочинений этого жанра. Яркий лиризм и мелодическая выразительность привлекают к нему внимание публики, а богатство фортепианной фактуры – внимание исполнителей. Однако по достоинству концерт был оценен не сразу. В 1875 году, когда Чайковский показал сочинение своему другу и учителю Николаю Рубинштейну, тот отказался от исполнения концерта, сочтя его фактуру недостаточно «пианистичной».
В дальнейшем концерт получил известность в редакции Александра Зилоти, в которой был значительно усилен виртуозный план сочинения. В наши дни с успехом исполняются обе редакции – ставшая традиционной «зилотиевская» и авторская, в которой виртуозность не затеняет необыкновенное мелодическое богатство и выразительность фактуры. Чайковский посвятил концерт знаменитому немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который впервые исполнил его 25 октября 1875 года в Бостоне. Дальнейшие выступления Бюлова в Нью-Йорке и Филадельфии прошли с нарастающим успехом. Спустя два месяца после мировой премьеры, 3 декабря 1875 года, Сергей Танеев исполнил концерт в Москве. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно это произведение стало первым классическим образцом фортепианного концерта в русской музыке. Он часто звучит в концертах как в России, так и за рубежом, а с 1958 года входит в обязательную программу финального тура Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход