Санкт-Петербург, Концертный зал

Кванц. Неруда. Гайдн


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты: Николай Мохов (флейта), Тимур Мартынов (труба), Дарья Лебедева (чембало)
Камерный оркестр Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова
Художественный руководитель и дирижер – Дмитрий Ралко


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Иоахим Кванц
Концерт для флейты и струнного оркестра соль мажор

Иоганн Баптист Георг Неруда
Концерт для трубы и струнного оркестра ми-бемоль мажор

Йозеф Гайдн
Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная», Hob I: 45


Иоганн Иоахим Кванц (1697–1773) родился в семье кузнеца. Его воспитателем и первым учителем был дядя – городской музыкант в Мерзебурге. В 17 лет Кванц поступил в городской оркестр, где овладел игрой на флейте, гобое, трубе и нескольких других инструментах. В 1716 году получил место гобоиста и флейтиста в Городской капелле Дрездена, обучался композиции у Яна Зеленки и Иоганна Фукса в Вене. В составе Придворного оркестра короля Саксонии Августа II совершал частые поездки в Польшу. В 1724–1726 годах путешествовал по Италии, где обучался контрапункту, встречался со своими кумирами – Алессандро Скарлатти и Антонио Вивальди, выступал в Париже и в Лондоне, где его искусство было высоко оценено Генделем.
В 1828 году, став флейтистом в придворной капелле Саксонии в Дрездене, начал давать уроки игры на флейте принцу Фридриху, будущему королю Пруссии Фридриху Великому. При его дворе в Берлине Кванц остался до конца жизни, управляя оркестром и служа мастером по изготовлению флейт. Он автор трактата «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» – по существу, одного из первых учебных руководств по исполнению музыки барокко. Кванц усовершенствовал поперечную флейту, приблизив ее к нынешнему виду. Среди произведений Кванца более 200 сонат и 300 концертов для флейты, около 50 трио-сонат, многочисленные флейтовые дуэты, трио, квартеты. Излюбленный музыкантами Концерт для флейты и струнного оркестра соль мажор – образец переходного стиля от барокко к раннему классицизму, который сложился в творчестве Кванца к середине XVIII века. Музыкой концерта Кванц словно передает композиторскую эстафету от основоположника жанра Антонио Вивальди к его реформатору Вольфгангу Амадею Моцарту.
Иосиф Райскин

Младший современник Кванца, Иоганн Баптист Георг (Ян Кржтитель Иржи) Неруда (1708–1780) родился в Богемии (Чехия) в музыкальной семье. Уже в юные годы завоевал прочную репутацию как скрипач и дирижер в Праге и позднее в Германии, где стал концертмейстером Дрезденского придворного оркестра. Неруда – типичный представитель предклассического стиля и автор 18 симфоний, 14 инструментальных концертов, сонат, духовной музыки, комической оперы Les Troqueurs («Менялы»). Среди концертов композитора для духовых инструментов наибольшей популярностью пользуется Концерт для трубы и струнного оркестра ми-бемоль мажор.
Первоначально Концерт был написан для corno da caccia («охотничьего рога»), то есть для натуральной валторны с использованием преимущественно высокого регистра. В сегодняшней исполнительской практике более распространена версия для солирующей трубы.
Иосиф Райскин

«Прощальная» симфония – одно из самых знаменитых сочинений Йозефа Гайдна. Необычный характер этой музыки уже при жизни композитора породил множество легенд об обстоятельствах ее создания. В 1772 году Гайдн, находившийся на службе у венгерского князя Эстергази, получил заказ на сочинение очередной симфонии: князь был большим любителем музыкального искусства, и редкий вечер в его владениях обходился без домашнего концерта. Новинка поразила воображение Эстергази и его гостей с первых же тактов своим скорбным минорным тоном, драматически экспрессивной темой в сопровождении тревожно пульсирующих аккордов. Однако главный сюрприз ожидал слушателей в конце: после традиционного заключения в IV части следовала дополнительная V часть, введенная композитором с определенной и оригинальной целью. Во время ее исполнения музыканты по очереди гасили свечи, стоявшие у них на пюпитрах, и уходили, забрав инструменты, – так, что завершало симфонию звучание всего двух скрипок, на одной из которых играл сам Гайдн. Согласно свидетельству друга и первого биографа композитора Г. А. Гризингера, столь удивительное окончание сочинения было призвано служить своеобразным намеком Эстергази: в тот год князь задержался в летней резиденции, а среди оркестрантов было несколько молодоженов, которым не терпелось воссоединиться со своими вторыми половинами, оставшимися в городе. Гризингер отмечает, что Эстергази оказался не менее остроумным, чем его придворный композитор. Когда музыканты удалились, он произнес: «Что же, раз все ушли, то и нам придется покинуть этот замок». И на следующий же день отдал приказ о возвращении в город.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход