Санкт-Петербург, Концертный зал

Музыкальный марафон: все фортепианные концерты Бетховена


On-line трансляция
Международный фестиваль «Лики современного пианизма»

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Алексей Володин
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Даниил Райскин


В ПРОГРАММЕ:
Все концерты для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена


Алексей Володин о музыкальном марафоне
Когда мне пришло приглашение от Валерия Гергиева исполнить все пять фортепианных концертов Бетховена, я, разумеется, с радостью его принял – что может быть прекраснее для пианиста? Разумеется, такой проект требует от исполнителей особой выносливости и отваги, но сама бетховенская музыка, уникальный художественный мир каждого из концертов, надеюсь, будут нас воодушевлять в течение всего вечера.
Мне уже несколько раз доводилось исполнять все пять концертов подряд, но обычно, за два или три вечера. Чтобы за один – такое в первый раз!
Моим партнером в этот раз будет прекрасный музыкант, дирижер Даниил Райскин, с которым мы уже много раз выступали в разных городах и странах.
Несмотря на исключительную продолжительность и сложность нашего вечера, который неспроста назвали марафоном, мы не ставим перед собой задачу установить какой-либо рекорд, напротив, стараемся руководствоваться только артистическими соображениями.
Я хотел бы выразить личную благодарность всем пришедшим на концерт слушателям, а тем, кто дослушает Пятый концерт до конца, – благодарность вдвойне!


Музыка – откровение более высокое, чем философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка – народная потребность.
Людвиг ван Бетховен

Каждое в отдельности из вынесенных в эпиграф высказываний могло принадлежать разным композиторам – мудрому мыслителю, страстному борцу и трибуну, убежденному художнику-демократу. Но взятые вместе они вызывают в воображении многогогранный образ одного гениального творца. Симфонии и инструментальные концерты Людвига ван Бетховена (1770–1827) – вечная, всякий раз заново открываемая книга.
Двенадцатилетний Бетховен в родном Бонне уже слыл отличным пианистом. Но более всего поражал земляков, а позже и искушенную венскую публику непревзойденным даром импровизатора. Слава пианиста поначалу опережала композиторскую известность Бетховена. Неудивительно, что с юных лет произведения для фортепиано главенствуют в списке сочинений композитора. Среди них не обозначенный опусом, но вошедший в издание Полного собрания сочинений юношеский Концерт для фортепиано ми бемоль мажор (1784). Четырнадцатилетний композитор играл его при дворе курфюрста в Бонне.
Отбросив первые «пробы пера», Бетховен начал отсчет своих концертов с сочиненного в 1795–1796 годах Первого фортепианного концерта до мажор (издан в марте 1801 года). Как оказалось, отсчет не вполне правильный: Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор был сочинен в 1794–1795 годах, то есть раньше Первого, и только издан был десятью месяцами позже, в декабре 1801 года. Оба концерта переработаны Бетховеном для исполнения в Праге в 1798 году (премьера Второго концерта состоялась в Вене в марте 1795 года, Первого – по-видимому, в Праге в 1798 году).
Фортепиано в ту пору переживало пору непрестанного совершенствования: инструмент пришел на смену клавесину. Пианисты-виртуозы во многом унаследовали манеру исполнения, отдававшую предпочтение отчетливому, раздельному и размеренному звучанию. Бетховен же утверждал, что «фортепиано может и петь, если играющий способен чувствовать», и добавлял: «не должна быть слышной перемена пальцев, ибо надо играть так, будто ведут по струнам смычком». По велению судьбы, однажды Бетховену пришлось напрямую иллюстрировать свое высказывание. Благородный лиризм гениального Скрипичного концерта современниками не был по достоинству оценен, и огорченный композитор сделал версию сольной партии… для фортепиано. Впрочем, переложение это с авторскими фортепианными каденциями (иногда даже именуемое Шестым концертом) не стало репертуарным: Скрипичный концерт, конечно же, завоевал со временем признание потомков.
Не имел успеха единственный раз исполненный при жизни Бетховена так называемый «тройной» концерт – Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром. И это не было исключением: публика, рукоплескавшая Бетховену-импровизатору и пианисту – исполнителю собственных сочинений, тотчас забыла свои восторги – настолько его творчество и пианизм опережали время. Поразительный пример: при жизни композитора публично (то есть в концертном зале) была исполнена единственная бетховенская соната – 28-я! В это сегодня трудно поверить. Зато сильное впечатление произвела на современников Фантазия для фортепиано, хора и оркестра – как знать, может быть, именно потому, что в ней Бетховен закрепил стиль и характер фортепианных импровизаций, столь ценимых венцами. А для нас Фантазия дорога предвосхищением хорового финала Девятой симфонии.
Приняв эстафету из рук Гайдна и Моцарта, Бетховен произвел в жанрах симфонии и инструментального концерта подлинную революцию. «Начиная с Бетховена нет такой новой музыки, которая не имела бы внутренней программы», – так Густав Малер спустя столетие очертил вклад композитора, впервые пронизавшего симфонию дыханием общечеловеческих идей. Начиная с Третьей «Героической» и Пятой симфоний Бетховена светская музыка получает неведомый прежде общественный статус, неслыханный общественный резонанс. Бетховенские симфонии обрели философские концепции: по размаху грандиозных обобщений они стали сравнимы с великими романами и трагедиями, а с появлением публичных концертных залов могли соперничать с воскресной мессой в храме. А такие звучащие эмблемы, как «тема судьбы» из Пятой или финальный хор из Девятой – становятся своеобразными музыкальными афоризмами, «крылатыми мелодиями» для миллионов слушателей во всем мире. Неслучайно гениально претворенная Бетховеном ода Шиллера «К радости» стала официальным гимном Европейского сообщества – объединенной Европы.
Тот же реформаторский путь проделал Бетховен – автор инструментальных концертов.
Если первые два фортепианных концерта еще лежат в русле гайдно-моцартовской традиции (хотя и в них «младая кровь играет», слышится приближение нового века), то в Третьем концерте до минор (1800) с необыкновенной полнотой проявляется титанический размах бетховенского гения. И драматический диалог солиста с оркестром в Четвертом фортепианном концерте соль мажор (1805–1806), и героический подъем в лучезарном ми-бемоль мажорном Пятом (1808–1809) – свидетельства его стремления к симфонизации концертного жанра, которое будет подхвачено во второй половине XIX века и принесет новые шедевры в ХХ. В творчестве Бетховена симфония и инструментальный концерт (по сути, концерт-симфония, новый жанр, утвержденный композитором) идут рука об руку.

Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход