Санкт-Петербург, Концертный зал

Бэла

концертное исполнение оперы Леонида Клиничева (мировая премьера)

On-line трансляция
К 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова

В главных партиях:
Ольга Пудова
Евгений Ахмедов
Григор Вернер
Юрий Евчук

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Карен Дургарян


«Бэла» (2014) – опера Леонида Клиничева, известного ростовского композитора, последние два года плодотворно сотрудничающего с Мариинским театром и Академией молодых оперных певцов (в числе совместных проектов – монооперы «Анна» и «Мария», посвященные А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой). Новелла М.Ю. Лермонтова, входящая в состав знаменитого романа «Герой нашего времени», не раз привлекала внимание композиторов: оперу на этот сюжет собирался писать П.И. Чайковский (совместно с А.П. Чеховым), несколько музыкально-театральных произведений по мотивам «Бэлы» было создано в советские годы. Подход Клиничева к лермонтовскому сюжету и тексту – полностью самостоятельный, хотя в стилевом отношении и ориентированный на русскую классическую оперу XIX – первой половины XX вв. Выражается это прежде всего в широком использовании традиционных оперных форм (арий, ариозо, рассказов, хоров), узнаваемых чертах драматургии и композиции (с разделением на два мира – русских и горцев). Но в жанровом отношении «Бэла» Клиничева не принадлежит ни к одному из устойчивых типов и ассоциируется в большей степени с романтическими русскими операми первой половины XIX века (в том числе на сюжеты из кавказской жизни).
Либретто, написанное самим композитором, в целом и во многих деталях следует канве сюжета повести (в него включены и фрагменты оригинального текста), существенные отступления имеются только в последней картине оперы. Для сольных и хоровых номеров Клиничев использовал несколько стихотворений и фрагментов поэм Лермонтова (в качестве текста протяжной и плясовой казачьих песен в начале второй картины, арии Печорина и др.). В  контексте широко задуманной трехактной оперы – с хорами, русскими и восточными плясками, двумя застольными сценами и сценой свадьбы, персонажи Лермонтова, конечно, не могли остаться прежними. Они, с одной стороны, «обытовляются» (например опьяневший Печорин поет куплеты), с другой – трансформируются в полноценных оперных героев. Особенно разительна перемена образа Бэлы: из пугливой юной красавицы-горянки, о душевных переживаниях которой читатель может судить только по рассказам Максима Максимыча, она превращается в романтически настроенную девушку, близкую героиням русских классических опер. Повествование почти всюду заменено на прямое сценическое действие, которое отличается большим динамизмом. В этих условиях неизбежно сжимаются время и пространство любовной истории Бэлы и Печорина, но здесь компенсацией служит музыка – открыто эмоциональная, прямо направленная на слушателя.
В музыкальной характеристике Кавказа и горцев Клиничев смело вступает в творческое состязание-диалог с классиками: это и народные сцены, и образы Азамата и Казбича, и, особенно, пляски, которые можно отнести к безусловным удачам композитора (одна из таких танцевальных, остро ритмованных тем звучит уже в кратком оркестровом вступлении к опере). В целом, в музыке «Бэлы» слушатель найдет немало ярких находок, позволяющих оценить эту оперу как интересный и оригинальный вклад в русскую оперную «музыку о Востоке».
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход