Санкт-Петербург, Мариинский-2

Сольный концерт Дениса Мацуева (фортепиано)

Биография Дениса Мацуева

 


В программе:
Петр Чайковский
«Времена года»

Модест Мусоргский
«Картинки с выставки»

«Времена года» – сюжет для музыки традиционный, но если Вивальди и Гайдн живописали именно четыре времени года, то Петр Ильич Чайковский посвятил двенадцать фортепианных пьес отдельным месяцам. Их заказал композитору Николай Матвеевич Бернард для публикации в журнале «Нувеллист». Журнал этот почти целиком состоял из нот – фортепианных произведений и романсов, и петербургская семья Бернард выпускала его в общей сложности более полувека. Едва взяв журнал в свои руки, 33-летний Николай Матвеевич решил придать ему новый облик. Чайковский согласился на предложение издателя, и в 1876 году каждый номер журнала открывался его новой пьесой («характерной картинкой»), сопровождавшейся подобранным Бернардом стихотворным эпиграфом и графической иллюстрацией. Так уютно уживались рядом три вида искусства! Эту плодотворную идею вскоре подхватили датчане, в 1881 году переиздавшие пьесы Чайковского со специально написанными для них стихами Хольгера Драхмана и гравюрами местных художников. Чайковский обратился к типично романтическим жанрам (вальсу, скерцо, баркароле) и далеко ушел от задуманных издателем «характерных картинок». Тем интереснее сегодня рассматривать иллюстрации, сопровождавшие пьесы в 1876 году. Это действительно «картинки» в «русском стиле». Из них становится понятен первоначальный замысел Бернарда – воспеть поэзию сельской жизни и радости простого народа. «Осеннюю песнь» на иллюстрации поют женщины за сбором хмеля, «Белые ночи» – свидание двух молодых крестьян, а в «Баркароле» общество катается на лодке под звуки балалайки.
Анна Булычева

Летом 1873 года в возрасте 39 лет скоропостижно скончался талантливый русский художник-архитектор, близкий друг Мусоргского Виктор Гартман. В феврале марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Владимира Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка, в которую вошло около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, – рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. А с 2 по 22 июня 1874 года Мусоргский создает свой фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Такова краткая история создания одного из самых удивительных и загадочных произведений в русской музыке. В «Картинках с выставки», единственном крупномасштабном, развернутом инструментальном цикле Мусоргского многое необычно даже для самого автора: и обилие контрастных, сказочно-фантастических образов, и принцип написания названий пьес (используется 7 языков) и, наконец, не имеющий аналогов в творчестве Мусоргского светлый торжествующий финал-апофеоз.
При всей своей внешней пестроте цикл «Картинки с выставки» имеет четко выверенную структуру и несет в себе черты инструментальной мистерии, где есть и ад, и рай, есть человек со своими страстями, и есть путь от смерти и мрака к торжеству жизни и света. Рисунки и эскизы Гартмана становятся импульсом к созданию Мусоргским «другой» реальности, композитор словно «заходит» в саму картину, как это иногда показывают в фантастических фильмах, и музыка оживляет картину изнутри, часто то, что слышится, оказывается вовсе не таким, каким видится.
Георгий Ковалевский

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход