Санкт-Петербург, Концертный зал

Бенвенуто Челлини


опера Гектора Берлиоза
(концертное исполнение)

Исполнители

Джакомо Балдуччи – Николай Каменский
Тереза – Анастасия Калагина
Бенвенуто Челлини – Сергей Семишкур
Асканио – Злата Булычева
Фьерамоска – Андрей Попов
Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Гектора Берлиоза
Либретто Леона де Вайи и Анри Огюста Барбье
Исполняется на французском языке

Краткое содержание

Действие первое
Масленичный понедельник, вечер; в доме Бальдуччи
Папский казначей Бальдуччи недоволен тем, что для создания статуи Персея Папа пригласил флорентийского ювелира Бенвенуто Челлини, тогда как у Папы состоит на службе скульптор Фьерамоска, за которого Бальдуччи хочет выдать замуж свою дочь Терезу. Бальдуччи зол на Челлини еще и потому, что флорентиец не скрывает своего увлечения Терезой и распевает по ночам романсы под ее окнами. Понимая, что на благословение отца рассчитывать не приходится, Тереза соглашается на предложение Челлини сбежать с ним в карнавальную ночь. Заговор влюбленных подслушивает Фьерамоска и решает помешать осуществлению их плана.

Действие второе
Масленичный вторник, вечер; пьяцца Колонна
Расположившись в таверне на пьяцца Колонна Челлини пирует с друзьями и наблюдает за приготовлениями актеров странствующей труппы Кассандро к карнавальному представлению. Но денег на вино больше нет, а трактирщик требует оплатить счет. К счастью, приходит Асканьо, преданный ученик Челлини, и приносит аванс за работу над статуей Персея. Правда, аванс этот ничтожен, ибо Бальдуччи, папский казначей – известный на весь Рим скряга. Друзья решают подговорить актеров высмеять казначея в сатирической пантомиме «Царь Мидас, или Ослиные уши». Тем временем Фьерамоска, призвав на помощь бандита Помпео, раздумывает, как помешать Челлини похитить Терезу.
На представление собираются зрители. Среди них – Бальдуччи, Тереза, переодетые в монашеское платье Челлини и его ученик Асканио. Бальдуччи, взбешенный увиденной в спектакле пародией на себя, угрожает актерам пожаловаться на них Папе. В возникшей суматохе Тереза хочет бежать с Челлини, но вместо двух монахов видит четырех. Двумя другими оказываются Фьерамоска и Помпео. Между соперниками вспыхивает ссора, и Челлини убивает Помпео. Скульптору удается скрыться, а задержанным оказывается Фьерамоска.

Действие третье
Картина первая. Пепельная среда (первый день Великого поста), рассвет; студия Челлини
Мимо окон мастерской Челлини проходит религиозная процессия. Тереза и Асканио молятся о его спасении. Через мгновение, к радости обоих, появляется Челлини. Он решил бросить работу над статуей и немедля бежать с Терезой во Флоренцию. Но влюбленным преграждают путь Бальдуччи и освобожденный из-под стражи Фьерамоска. Казначей требует, чтобы Тереза вышла замуж за Фьерамоску. Челлини грозится убить Фьерамоску, если тот хотя бы дотронется до Терезы. Ссору прерывает появление Папы, пришедшего посмотреть на работу Челлини. Увидев, что статуя Персея не готова, Папа заявляет, что отдаст эту работу другому скульптору. В отчаянии Челлини хочет разбить гипсовую модель, но Папа дает ему отсрочку до вечера и предъявляет ультиматум: если к вечеру статуя Персея будет закончена, Папа дарует Челлини полное прощение всех грехов и разрешит ему жениться на Терезе. Если нет – он будет казнен.

Картина вторая. Вечер того же дня; литейная мастерская Челлини
Асканио с нетерпением ожидает «бронзовое творение» учителя. Но Челлини пребывает в унынии: на его пути возникают все новые и новые препятствия. Является Фьерамоска и вызывает его на дуэль. Тереза пытается помешать возлюбленному уйти, но Челлини заверяет ее, что опасности нет. Он уходит, и тут в мастерскую врываются рабочие Челлини. Они бастуют, ибо давно не получали жалованья. Однако, когда опять приходит Фьерамоска, чтобы их подкупить и заставить работать на себя (вызов на дуэль был хитростью, чтобы выманить Челлини из дома), преданность хозяину берет верх над недовольством. Они уже готовы бросить интригана в топку, когда возвращается Челлини. Перепуганный насмерть Фьерамоска соглашается работать на бывшего соперника. Приходят Папа Климент и Бальдуччи. Начинается работа над статуей. Но в процессе плавки выясняется, что не хватает металла. Тогда Челлини бросает в горн все изготовленные им ранее ювелирные изделия. Когда форма разбита, взору присутствующих является «Персей с головой Медузы». Все в восхищении. Скульптор спасен, и в награду он получает руку Терезы.


Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова

Продолжительность концерта 3 часа
Концерт идет с двумя антрактами


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)