Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Шостакович

Солисты: Нобуюки Цудзи  (фортепиано), Ольга Сергеева (сопрано), Юрий Воробьев (бас)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В программе:
Дмитрий Шостакович
Симфония №14 в одиннадцати частях для сопрано, баса, струнного оркестра и ударных, соч. 135

Петр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор, соч. 23

В начале марта 1969 года Шостакович завершил одно из своих самых трагических творений – Четырнадцатую симфонию, созданную в форме вокального цикла для баса, сопрано и камерного оркестра. Тексты первых двух частей принадлежат испанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке, трагически погибшему во время гражданской войны в Испании. В основу третьей части легла баллада немецкого романтика Клеменса Брентано во французской версии Гийома Аполлинера. Части с четвертой по восьмую написаны на слова Аполлинера, часть девятая – на слова Вильгельма Кюхельбекера и, наконец, две последние части – на слова Райнера Марии Рильке.
Четырнадцатая симфония посвящена английскому композитору Бенджамину Бриттену, чей «Военный реквием» Шостакович считал одним из шедевров современной музыки. Но это произведение – своего рода «негатив» реквиема: по расположению частей оно во многом аналогично заупокойной мессе, но по содержанию скорее противоположно ей. Отдельные части Четырнадцатой симфонии – искаженные, «травестированные» варианты частей реквиема. Там, где в реквиеме должна быть скорбная Lacrimosa («Слезная»), у Шостаковича (в «Мадам, посмотрите») звучит почти непристойный истерический хохот, место части Sanctus («Свят») – гимна величию Бога – занимают проклятия в адрес султана, а место заключительной молитвы Libera me de morte aeterna («Избавь меня от вечной смерти») – сентенции о всевластии смерти. Элегия «О Дельвиг, Дельвиг!» замещает в этой системе Benedictus – традиционно самую светлую, идеальную часть мессы, посвященную восславлению Святого Духа; не случайно именно она оказалась свободна от духа негативизма, который пронизывает симфонию.

Первый концерт Чайковского – одно из самых исполняемых сочинений этого жанра. Яркий лиризм и мелодическая выразительность привлекают к нему внимание публики, а богатство фортепианной фактуры – внимание исполнителей. Однако по достоинству концерт был оценен не сразу. В 1875 году, когда Чайковский показал сочинение своему другу и учителю Николаю Рубинштейну, тот отказался от исполнения концерта, сочтя его фактуру недостаточно «пианистичной». В дальнейшем концерт получил известность в редакции Александра Зилоти, в которой был значительно усилен виртуозный план сочинения. В наши дни с успехом исполняются обе редакции – ставшая традиционной «зилотиевская» и авторская, в которой виртуозность не затеняет необыкновенное мелодическое богатство и выразительность фактуры. Чайковский посвятил концерт знаменитому немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который впервые исполнил его 25 октября 1875 года в Бостоне. Дальнейшие выступления Бюлова в Нью-Йорке и Филадельфии прошли с нарастающим успехом. Спустя два месяца после мировой премьеры, 3 декабря 1875 года, Сергей Танеев исполнил концерт в Москве. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно это произведение стало первым классическим образцом фортепианного концерта в русской музыке. Он часто звучит в концертах как в России, так и за рубежом, а с 1958 года входит в обязательную программу финального тура Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве.
Левон Акопян

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход