Санкт-Петербург, Концертный зал

Шуберт. Брамс. Франк

Солисты: Павел Гомзяков (виолончель), Эльдар Небольсин (фортепиано)

В программе:
Иоганнес Брамс
«Четыре строгих напева», соч. 121
(переложение для виолончели и фортепиано Даниила Шафрана)

Франц Шуберт
Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор, D. 821

Иоганнес Брамс
Интермеццо для фортепиано № 1 ми-бемоль мажор
Рапсодия для фортепиано № 1, соч. 79, си минор

Сезар Франк
Соната ля мажор, соч. 8

Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта (1824) стала одним из первых сочинений, написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовался популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с интересом к аутентичному звучанию. Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала. Так, начальное проведение темы первой части – типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано – тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) – более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.
Надежда Кулыгина


Две рапсодии для фортепиано соч. 79 созданы композитором летом 1879 года в деревушке Пёртшах в Каринтии, где Брамс регулярно отдыхал в течение трех лет.
Брамс восторгался природой Пёртшаха, которую находил даже более привлекательной чем итальянскую, а летние каникулы в этом местечке неизменно приносили богатый творческий урожай. Кроме рапсодий, здесь было написано немало сочинений, в числе которых Скрипичный концерт и Вторая симфония. Рапсодии посвящены ученице Брамса Элизабет фон Герцогенберг. Именно по ее предложению композитор переименовал эти изысканные пьесы из «клавирштюке» в рапсодии.
«Четыре строгих напева» – одно из последних сочинений Иоганнеса Брамса. Они написаны для баса и фортепиано на библейские тексты. Сочинение завершено в 1896 году, когда композитору оставалось жить менее 11 месяцев. Оно вызвано к жизни размышлениями о приближающейся смерти, а также болезнью и смертью самого близкого друга композитора – Клары Шуман. Формально «Напевы» посвящены художнику Максу Клингеру, иллюстрировавшему произведения Брамса, на самом же деле, создавая произведение, Брамс хотел почтить память своего дорогого друга. В письме к детям Клары Шуман он писал: «Несмотря на отказ от старого доброго обычая писать в подобном случае в начале ваши имена, эти Напевы все же предназначены собственно вам... Всякий раз, когда вы будете играть эти Напевы, рассматривайте их как приношение памяти вашей любимой матери».


Скрипичная соната
Сезара Франка написана в 1886 году 63-хлетним композитором и посвящена его другу, всемирно известному скрипачу Эжену Изаи.
Рукопись сонаты была преподнесена Франком в качестве свадебного подарка. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после всего одной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения ‘‘папы Франка’’, еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением. Позднее это сочинение вошло не только в камерный репертуар скрипачей, но также виолончелистов и кларнетистов.
Первая часть сонаты – светлая, идиллическая – изложена лаконично; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. Вторая часть богата разнообразными оттенками эмоций, но главенствует в ней взволнованное, мятущееся настроение. Третья часть – «Речитатив-фантазия» – драматургический центр сонаты. Сначала звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный; затем возникают две новые темы: первая – нежно-поэтичная и вторая – «размашистая», мужественно-устремленная. Музыка финала, написанного в форме рондо, излучает душевный покой и сердечное тепло.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход