Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Элен Гримо (фортепиано)

  Биография Элен Гримо


В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт
Соната № 8 ля минор

Альбан Берг
Соната соч. 1

Ференц Лист
Соната си минор

Бела Барток
«Румынские танцы»

Соната ля минор написана в тональности, которая у Моцарта встречается крайне редко, Гайдн же вообще ее избегал, считая тональностью смерти.
Соната была сочинена летом 1778 года в Париже и в 1782 году издана там же как соч. 4 № 3. Та поездка во Францию оказалась для Моцарта трагической. 3 июля на руках композитора умерла его мать.
В довершение его преследовали профессиональные неудачи. Надежды найти постоянную работу в католической стране (для Моцарта-католика это было важно) не оправдались. Французы заказывали ему музыку, исполняли ее, но… не оплачивали заказы. К тому же Моцарт не был в восхищении от французской музыки. Неудивительно, что среди других его парижских произведений возникла соната ля минор.
Первая часть Allegro maestoso написана в высоком патетическом стиле, который подчеркнут обращением в разработке к полифонии. Финальное рондо исполнено смятения. А во второй части Andante cantabile Моцарт обращается к музыке композитора, которого любил с раннего детства, – Иоганна Шоберта – и цитирует тему из его сонаты соч. 17 № 1. Шоберт умер еще в 1767 году, но Моцарт помнил его и в 1778 году в Париже задавал своим ученикам его сонаты.


К моменту создания в 1907–1908 годах сонаты для фортепиано Альбан Берг уже был автором множества любительских сочинений и набросков. Начав и бросив незавершенными пять фортепианных сонат, он наконец все-таки закончил одну и удостоил ее чести быть помеченной первым опусом. С этого момента ученик Арнольда Шёнберга стал считать себя состоявшимся композитором.
Открыть свой опусный каталог сонатой для фортепиано было достойным шагом. Ранее так поступил Иоганнес Брамс, а чуть позже, в 1909 году, Сергей Прокофьев. Одночастная соната соч. 1 Берга – сочинение молодого человека, от природы очень музыкального, но пока лишенного ориентиров. Структура, темы, ритм, темп и тональность – все размыто, неопределенно и никуда не стремится. Сочиняя сонату, Берг еще не знал, что ему предстоит гениально воплотить идеи своего учителя Шёнберга (свободную атональность, додекафонию, серийную технику), что его стилем станет экспрессионизм, а темой обеих будущих опер – распад личности. А пока он пребывает среди смутных и прекрасных мечтаний. На последней странице этого небольшого сочинения, где автор поставил ремарку «очень нежно», музыкальный язык вдруг проясняется, и оказывается, что в этой музыке все-таки есть тональность – си минор.


Хотя соната си минор Листа посвящена Роберту Шуману, ее ближайшая музыкальная «родня» – музыкальные драмы Вагнера и симфонические поэмы самого Листа. Впервые услышав сонату, Вагнер пришел в восторг, и было от чего. Фортепианных сочинений подобного масштаба не появлялось со времен Бетховена. Более того, грандиозная соната Листа – одночастная, без перерыва она длится более получаса, и рояль звучит то как оркестр, то как орган.
Лист не дал сонате программного названия, однако нет сомнения, что она не принадлежит к сфере «чистой музыки». Непрерывное развитие трех тем, которые претерпевают разнообразные метаморфозы, превращаясь даже в свою противоположность, говорит о том, что в сонате есть «сюжет» и «персонажи». Больше всего Листа интересовали два великих сюжета – «Божественная комедия» и «Фауст», которые легли в основу двух его симфоний. Что касается двух сонат, то вторая носит название «По прочтении Данте».
Лист закончил сонату си минор в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857-м, в исполнении Ганса фон Бюлова. В XIX веке это произведение звучало редко и по-настоящему было оценено только в ХХ столетии.


Сегодня «Румынские народные танцы» Белы Бартока лучше известны в переложениях для скрипки или для оркестра, между тем как Барток, будучи блестящим концертирующим пианистом, сочинил их для фортепиано. 1915 год стал в жизни композитора «румынским» из-за обилия произведений, основанных на записях румынских мелодий во время большой полевой экспедиции 1913 года. Фольклором Барток заинтересовался вскоре после своего 20-летия, осознав, что его музыке не хватает оригинальности, а его «национальный» стиль – всего лишь подражание «Венгерским рапсодиям» Листа. Так и начались поездки с фонографом. Румынскую музыку он записывал с 1908 года, собрав в общей сложности 3404 мелодии. Композитор считал их в целом менее испорченными популярной, коммерческой музыкой города, нежели венгерские. Его ведь интересовали наиболее древние крестьянские песни и танцы, сохранившиеся в первозданном виде.
Многие исполнители подчеркивают в «Румынских танцах» стихийную мощь и ритмическую энергию, сам же композитор играл их (по крайней мере, часть пьес, включая ориентальные третью и четвертую) хрупко и изысканно.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход