Санкт-Петербург, Концертный зал

Антонин Дворжак. Stabat mater


Солисты:
Анастасия Калагина (сопрано)
Анна Кикнадзе (меццо-сопрано)
Александр Тимченко (тенор)
Илья Банник (бас)

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер - Андрей Петренко

Дирижер - Михаэль Гюттлер

Создатель известных опер, автор популярнейших симфонических и камерных произведений: симфоний, симфонических поэм и увертюр, инструментальных концертов, квартетов, трио, вокальных циклов и песен – Антонин Дворжак в своем творчестве не раз обращался к жанру кантаты и оратории. Глубоко верующий католик, он создал ряд произведений, вдохновленных библейскими и евангельскими сюжетами. Среди них «Библейские песни» для голоса и фортепиано, «Псалом 149» для хора и оркестра и капитальные сочинения для солистов хора и оркестра: Месса («Лужанская»), Реквием, Te Deum и Stabat Mater.
Созданию Stabat Mater сопутствовали трагические события в жизни композитора. Вскоре после кончины маленькой дочери, марте 1876 года, Дворжак приступил к эскизам кантаты и завершил их в начале мая. Судьба оказалась беспримерно жестокой к автору: работа над траурной кантатой, продолжавшаяся в течение двух лет, была омрачена смертью других детей Дворжака – еще одной дочери и четырехлетнего сына-первенца.
Премьера кантаты состоялась в Праге 23 декабря 1880 года, за ней последовали исполнения в Брно и Будапеште, а затем с невероятным успехом Stabat Mater была исполнена в Лондоне (10 марта 1883 года). Спустя год Дворжак был приглашен в Лондон, чтобы продирижировать своим шедевром.
В Англии со времен Генделя утвердилась традиция грандиозных хоровых фестивалей, в которых участвовали гигантские хоры; с конца XIX века к ним часто присоединялся оркестр увеличенного состава. Дворжак дирижировал хором и оркестром, общая численность которых приближалась к тысяче исполнителей. Этот концерт ознаменовал начало всеевропейской славы и широкого признания творчества Дворжака. И по сей день, наряду с симфониями, «Славянскими танцами», Виолончельным концертом, Stabat Mater принадлежит к самым популярным сочинениям композитора.
Традиционное (начиная со Средних веков) богослужение в Страстную пятницу посвящалось страданиям Богоматери, оплакивающей Христа на Голгофе. Stabat Mater dolorosa – «Мать скорбящая стояла» – старинное песнопение, предшествовавшее во время католической мессы чтению Евангелия. Автором латинского повествования предположительно называют Якопо (Якопоне) да Тоди – францисканского монаха из итальянского городка Тоди. Вот несколько терцин из текста кантаты:

Стоит Мать скорбящая
Возле креста слезного,
Где распят Сын,

Чью душу стонущую,
Омраченную и скорбящую,
Пронзил меч…

Из огня и пламени
Тобою, Дева, буду спасен
в день судный.

Когда тело мое умрет,
Сделай так, чтоб душа пребывала
Со славой в раю.
Аминь.

Кантата Дворжака – одно из самых значительных музыкальных претворений этого поэтического сказания, к которому на протяжении веков обращались крупнейшие композиторы – от Перголези до Пендерецкого. Музыка кантаты, следуя тексту Якопо да Тоди, передает ступени драматического восхождения души – от мрака к свету, от земной скорби к небесному утешению.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход