Санкт-Петербург, Концертный зал

Мендельсон. Сибелиус

Солистка – Алена Баева (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Заурбек Гугкаев

В программе:
Феликс Мендельсон
Концерт для скрипки с оркестром ми минор

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром ре минор

Лучшим комментарием к Скрипичному концерту Феликса Мендельсона (1809–1847) может служить жизнь композитора и артиста, которого боготворивший его Шуман назвал «Моцартом XIX века».
К 15 годам Мендельсон был автором множества произведений в различных жанрах. Его учитель Карл Фридрих Цельтер «именем Моцарта, именем Гайдна, именем старика Баха» посвятил Феликса в «подмастерья». А вскоре увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826) принесла 16-летнему автору лавры бессмертия: «подмастерье» стал признанным мастером.
В 20 лет он возродил к новой жизни «Страсти по Матфею» Баха. Благодарный ученик, он возобновлял оратории Генделя, впервые исполнил извлеченную Шуманом из небытия Большую до-мажорную симфонию Шуберта. Почетный гражданин Лейпцига, он основал первую в Германии консерваторию… Мендельсон примирял современные искания с традициями; гармоничность миросозерцания сделала его «классиком» среди романтиков.
Скрипичный концерт ми минор (1844) Мендельсона стоит в одном ряду с гениальными концертами Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского… Музыка его исполнена романтической пылкости, впечатляет мелодической красотой и удивительной пластичностью формы. Сочинение, которое кажется родившимся в едином порыве вдохновения, подолгу обдумывалось; композитор советовался по поводу сольной партии скрипки со своим другом Фердинандом Давидом, выдающимся скрипачом, профессором Лейпцигской консерватории. Он и сыграл премьеру концерта в Лейпциге 27 марта 1845 года.


С появлением Яна Сибелиуса (1865–1957) музыка Финляндии обрела голос, слышный во всем мире. Созданный им глубоко индивидуальный и своеобразный стиль письма, наследуя стилю крупнейших мастеров европейской музыки, в то же время претворяет ритмы и интонации финской народной музыки, образы могучей природы «страны тысячи озер».
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 создан Сибелиусом в 1903 году. По словам известного дирижера Леопольда Стоковского, единственный инструментальный концерт в наследии Сибелиуса представляет «одну из лучших симфоний композитора». Это, бесспорно, самое популярное произведение финского гения. Первую часть концерта, развертывающуюся подобно импровизации сказителя, отличают суровый «северный» колорит оркестра, страстная и в то же время сдержанная лирика. Виртуозность партии солиста органически сочетается с масштабностью замысла, служит его воплощению. Вторая часть – вдохновенная элегия, полная необычайных мелодических красот – принадлежит к самым возвышенным страницам романтической музыки. Темпераментный, стремительный «игровой» финал с упругим пунктирным ритмом, воплощает стихию народного танца. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход