Санкт-Петербург, Мариинский театр

Спящая красавица


балет Петра Чайковского

Владимир Шкляров в балете

Исполнители

Дирижер – Борис Грузин
Принцесса Аврора – Мария Ширинкина
Принц Дезире – Владимир Шкляров
Фея Сирени – Оксана Скорик
Фея Бриллиантов – Валерия Мартынюк
Принцесса Флорина – Екатерина Осмолкина
Голубая птица – Алексей Тимофеев

Премьера – 3 января 1890 года, Мариинский театр
Премьера редакции Константина Сергеева – 25 марта 1952 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)


Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с тремя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа (по сказкам Шарля Перро)
Хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева (1952)
Декорации и костюмы Симона Вирсаладзе

 

Восстановление после пожара в мастерских Мариинского театра на средства компании «Вимм-Билль-Данн»

Краткое содержание

(ред. К. Сергеева)

Пролог
Король и Королева празднуют рождение дочери – принцессы Авроры. Под нежные звуки арф и скрипок появляется со своей свитой фея Сирени. Слетаются добрые феи – Нежности, Резвости, Щедрости, Смелости и Беззаботности. Каждая из них принесла новорожденной свой дар.
Испуганные слуги возвещают о приближении страшной гостьи – злой феи Карабос. Старая безобразная Карабос въезжает в карете, запряженной уродами и мышами. Она разгневана тем, что ее забыли пригласить на бал. Карабос вызывает видение юной Авроры и предсказывает ей смерть от укола вязальной спицей.
Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели Авроры и обещает принцессе свое покровительство. В поединке добра и зла зло отступает. Беснуясь и грозя, Карабос покидает зал.
Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издает указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами в его королевстве.

Действие I
Принцессе Авроре минуло шестнадцать лет. Во дворце гости. Авроре представляют женихов. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения.
К принцессе подходит старушка с букетом роз. Аврора берет букет и кружится в вальсе. Внезапно, уколов палец, принцесса теряет силы и падает. В цветах была спрятана острая спица. Все охвачены горем. В этот миг с плеч старухи спадает плащ. Это торжествующая фея Карабос. Обнажив шпаги, женихи бросаются к ней, но волшебница исчезает.
Появляется фея Сирени – покровительница Авроры. Она не может развеять злые чары Карабос, но в ее силах ослабить зло. «Аврора не умерла: это не смерть, а сон», – говорит добрая фея и взмахом волшебного жезла погружает в сон вслед за Авророй все королевство. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.

Действие II
Картина первая.
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но, кружась в сонме нереид, Аврора удаляется и исчезает. Принц страстно желает вновь видеть ее. Вместе с феей Сирени Дезире плывет в ладье к очарованному замку. Их окружает безмолвный лес, сквозь густые заросли которого проступают его башни.
Картина вторая.
В заросшем парке бодрствуют лишь злая фея Карабос и ее слуги. Они преграждают путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до них доносятся звуки, предвещающие появление феи Сирени. Перед ее властью Карабос бессильна. Между тем Дезире уже достиг стен королевского замка. В поисках принцессы нетерпеливо проходит он среди спящих придворных. Вот он у ложа погруженной в сон Авроры. Страстным поцелуем Дезире пробуждает спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Горячее чувство первой любви охватывает Аврору и Дезире. Покоренный красотой и обаянием Авроры, принц просит у короля и королевы руки их дочери.

Действие III
Во дворце празднуется пышная свадьба Авроры и Дезире.
Среди многочисленных гостей – персонажи сказок. Вот Синяя борода и его жены, вот принцесса Флорина и Голубая птица. Вот Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик с братьями и тут же – преследующий их Людоед. Бежит Золушка и теряет свою туфельку. Ее поднимает принц Фортюне.
Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра.
В праздничном дуэте выступают счастливые новобрачные – Аврора и Дезире.

Апофеоз
Наступает всеобщее ликование. Бьют фонтаны. Из искрящегося каскада возникает фея Сирени – олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.


Инициатором судьбоносной встречи Петра Чайковского и Мариуса Петипа стал директор Императорских театров Иван Всеволожский. Его идеей было поставить балет по французской сказке, он написал либретто, придумал костюмы невероятной красоты и стал соавтором чуда, рожденного гением двух великих мастеров.
«Спящая красавица» оказалась вполне традиционной и абсолютно новой. Ее музыка, как и другие балетные партитуры второй половины XIX века, была написана по четкому плану хореографа с указанием количества тактов и характера звучания. Но исполнение заказа не ограничило музыку Чайковского лишь ожидаемой дансантностью. Балет зазвучал полнокровным образным симфонизмом. Его мелодическое богатство не могло не вдохновить на великие свершения. Сочинение Чайковского вдохновило Петипа не на революционные переломы, хореограф услышал в нем гармонию. И его «Спящая» не стала поиском новых путей, а в идеальной конструкции собрала все созданное многолетним трудом хореографа на петербургской сцене. Танцевальную гармонию спектакля определили сбалансированные пропорции ингредиентов – пантомимы, жанровых зрелищных сцен и классических танцевальных форм, выстроенных в безупречной логике развития хореографического действия от ансамбля к сольному выходу балерины. Модель большого балета, знакомая по отдельным элементам и новаторская по безупречности композиции, стала венцом становления балетного искусства XIX века. И в то же время именно «Спящая красавица» дала старт балетным открытиям века ХХ-ого. Очарованный шедевром Чайковского, Петипа и Всеволожского, Александр Бенуа, а вслед за ним и самые передовые создатели балетов уже следующей художественной формации сочиняли в духе минувших эпох и далеких культур. Пленительная атмосфера Франции времен Людовика XIV, воссозданная в «Спящей», открыла путь модернистским стилизациям мирискусников. Ольга Макарова


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)