Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен


Международный фестиваль «Лики современного пианизма»

В программе:
Людвиг ван Бетховен
Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Концерт для фортепиано с оркестром № 5

Солист – Николас Ангелич (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

Уже в юности Людвиг ван Бетховен, выступая как пианист, поражал аудиторию новизной исполнительского стиля, смелостью и выразительностью импровизаций. В 1787 году, во время краткого пребывания в Вене, он посетил Моцарта и привел его в восхищение своим искусством. После окончательного переезда в австрийскую столицу Бетховен завоевал широкое признание, выступая во дворцах меценатствующих аристократов, на концертах и «академиях» – так назывались авторские вечера, на которых композиторы знакомили слушателей со своими новыми произведениями. Академия предполагала и демонстрацию исполнительских способностей автора: он должен был выступить в качестве солиста в концертной пьесе и импровизировать на заданную тему. Так появились на свет фортепианные концерты Бетховена, открывшие новую эру в истории этого жанра.

Композитор возвысил концерт до уровня симфонии и подчеркнул ведущую роль солиста, в каждом случае своеобразно и неповторимо переосмыслив сопоставление сольной партии и оркестра. Представляя собой своеобразный «портрет» Бетховена на конкретном этапе, концерты дают прекрасную возможность проследить эволюцию творческой манеры композитора. Так, в первых двух концертах – до-мажорном и особенно си-бемоль-мажорном, который по хронологии создания и исполнения предшествовал Первому, – еще явственно ощутима генетическая связь с концертными произведениями Моцарта и Гайдна. Однако через привычные очертания классического концерта здесь проступает облик самого Бетховена: нельзя не заметить новый масштаб всей композиции, новые качества динамики звучания, энергии развития и выражения. Поразительна изобретательность композитора в финале Первого концерта, в котором уже отчетливо слышны чисто бетховенские «дерзости», вроде ля-минорной темы в разработке. Решающий перелом ознаменовал Третий концерт до минор. Бетховен представил новую концепцию концертной музыки – противопоставление солиста оркестру приобретает здесь новую драматическую трактовку и служит выражением конфликтного содержания. По словам Альфреда Корто, «фортепиано вырастает перед оркестром как соперник в героическом единоборстве; порученное ему звучание столь же властно, его разворот столь же могуч, как бетховенская трактовка оркестровой массы».

В двух последних концертах приоритет солиста обозначен еще более рельефно благодаря необычному началу: вместо традиционной оркестровой экспозиции, Четвертый концерт соль мажор начинается непосредственно с соло пианиста, а Пятый, ми-бемоль-мажорный, – с виртуозной каденции, возникающей после одного лишь аккорда у оркестра. Соль-мажорный концерт выделяется особым лирическим строем, в то время как грандиозный Пятый уже при жизни композитора носил название «Император». Посвященный эрцгерцогу Рудольфу – архиепископу, прямому потомку австрийской династии, полководцу и замечательному музыканту, – он превзошел все созданное к тому времени для солирующего фортепиано благодаря емкости своего содержания, насыщенности музыки героическим тонусом, небывалой мощи, энергии и виртуозному размаху партии солиста.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход