Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт. Брамс. Изаи. Сен-Санс

Солист – Рэй Чен
Партия фортепиано – Жюльен Квентин

В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор, K. 454
Иоганнес Брамс. Соната для скрипки и фортепиано ре минор, № 3, соч. 108
Эжен Изаи. Соната № 2 для скрипки соло
Камиль Сен-Санс. Хаванез, соч. 83, Интродукция и Рондо каприччиозо, соч. 28


Эксклюзивный представитель Рея Чена:
Columbia Artists Music LLC
Personal direction: Anastasia Boudanoque
1790 Broadway, New York, NY 10019
www.camimusic.com

Соната Вольфганга Амадея Моцарта для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор сочинена в 1784 году для концерта в Вене 20-летней итальянской скрипачки Регины Стриназакки. Свою партию солистка получила в срок. Моцарт же аккомпанировал, имея перед глазами пустой лист бумаги – он не удосужился записать партию фортепиано, что было замечено в лорнет императором Иосифом II. Все это удивительно: соната очень сложна, фортепиано и скрипка ведут интенсивный диалог. Как же музыканты репетировали перед концертом без нот? Удивительно также, что и сам Моцарт, и его отец хвалили игру Стриназакки прежде всего за чувствительность и трогательный характер. Но этих черт совершенно нет в музыке сонаты. Она серьезна, виртуозна и очень смела по языку. Это произведение большого стиля, предназначенное не для камерного музицирования, а для публичных концертов.


В подобном духе написана и соната Иоганнеса Брамса для скрипки и фортепиано ре минор (1888). Третья и последняя из его скрипичных сонат, она посвящена не кому-либо из известных скрипачей, но дирижеру и пианисту Гансу фон Бюлову. Это настоящая симфония в миниатюре, только предназначенная для двух инструментов.


Шесть сонат Эжена Изаи для скрипки соло (1924) возникли как ответ на сложнейшие сонаты и партиты для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха. Все они посвящены молодым скрипачам, на одно-два поколения младше бельгийского маэстро, и очень различаются по стилю и форме. Вторая соната предназначена для Жака Тибо. В ней диалог, который Изаи через два века ведет с Бахом, наиболее предметен. Первая часть – «Одержимость» – открывается темой из Третьей партиты Баха. Продолжение – в стиле Изаи, а в конце появляется мелодия средневековой секвенции Dies irae («День гнева»). Сочетание почти постмодернистское! Вторая часть – «Меланхолия» – написана в движении сицилианы. В ее музыке есть что-то от Равеля. В конце части вновь звучит тема Dies irae. «Танец теней» – изящная необарочная стилизация в жанрах сарабанды и мюзета. В финальной пьесе «Фурии» возвращается тема Dies irae, чтобы заполнить собой почти все музыкальное пространство.


Среди тех, кто в свое время оказал наибольшее влияние на композиторский стиль Изаи, был Камиль Сен-Санс. Ему принадлежит немало концертных сочинений для скрипки, среди них Интродукция и Рондо каприччиозо (1863) и «Хаванез» (1887). Оба эти произведения – в испанском стиле. Во времена Сен-Санса французскому композитору, дабы обрести собственное лицо, приходилось, как ни парадоксально, избирать какую-либо модель для подражания. Сен-Санс обращался к бретонским, африканским, датским, русским темам, но чаще других – к испанским. Он был не одинок. В годы, когда испанские композиторы еще не успели заявить о себе на весь мир, их страну прославляли Бизе в «Кармен» и Римский-Корсаков в «Испанском каприччио».
Для Интродукции и Рондо каприччиозо Сен-Санс заимствовал форму блестящих концертных пьес, популярных в дни его ранней юности. Капризный, причудливый характер рондо придают именно испанские ритмы. «Хаванез» означает «гаванский танец» – на сей раз Сен-Санс вдохновлялся музыкой испанских колоний. Характер сочинения раскрыт в уникальном темповом обозначении: Allegretto lusinghiero – то есть льстивое, ласковое Allegretto. И действительно, пьеса открывается лукавой хабанерой, у которой очень мало общего с хабанерой из «Кармен».
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход