Санкт-Петербург, Концертный зал

Канчели. Брамс


В программе:
Гия Канчели. «...al niente» (посвящается Юрию Темирканову)
Иоганнес Брамс. Симфония № 4

Почти все сочинения Канчели, начиная с конца 70-х годов, созданы по заказам западных исполнительских коллективов и издательств (исключение составляет опера-притча «Музыка для живых»). «…al niente» написано по заказу симфонических оркестров Датского радио и Гётеборга и Филармонического оркестра Осло. В Осло же и состоялась премьера – 25 октября 2000 года. Сочинение посвящено Юрию Темирканову. История с премьерой необычна. Заказ был инициирован так называемым Скандинавским проектом. Три музыкальных коллектива, заказавшие сочинение, затем его исполнили в разных городах Северной Европы: Осло, Копенгагене и Гётеборге. Премьерой в Осло дирижировал Марк Сустро, в Копенгагене – Юрий Темирканов, а в Гётеборге – Неэме Ярви. Полное название сочинения – Diminuendo al niente, что означает постепенное угасание. По словам Канчели, такое заглавие он избрал сам, поскольку оно совпадало с его душевным состоянием. Постепенное угасание – это мысли о прожитом и оставшемся времени. На момент работы над «…al niente» Канчели исполнилось 65.


Последняя симфоническая исповедь Брамса представляет собой уникальное явление в истории западноевропейской музыки XIX столетия. Величайшая из его симфонического квартета, она создавалась два года, в летние месяцы 1884 и 1885 годов в Мюрццушлаге. В первое лето были созданы первая и вторая части, а в следующем году – две последние. Уже в сентябре 1885 года было устроено домашнее прослушивание, где Брамс в 4 руки со знакомым пианистом сыграл её в кругу самых близких друзей. Воцарившееся молчание после исполнения первой части было красноречивее любых слов. Эдуард Ганслик воскликнул: «У меня такое чувство, будто меня отлупили два ужасно остроумных человека!» Новая симфония покорила и друга Брамса Ганса фон Бюлова, и он увез ее с собой в концертное турне по городам Германии. Премьера в Мейнингеме 25 октября 1885 года была оглушительной. Позднее, 3 марта 1897 года, именно Четвёртой симфонией уже смертельно больной Брамс простится с Веной. За пультом оркестра Венской филармонии тогда стоял Ганс Рихтер.
Последний симфонический опус композитора разительно отличается от трёх симфоний-предшественниц как техническими решениями, так и смысловым наполнением самой музыки. Трагизмом мироощущения Четвертая симфония Брамса напоминает Шестую симфонию Чайковского. Но у Брамса финал обрушивается внезапно, подобно страшной новости, уничтожившей до основания привычный мир безмятежности и гармонии. Это симфония-предчувствие, симфония-предостережение.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход