Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Рудольфа Бухбиндера (фортепиано)
Все сонаты Бетховена (вечер третий)


В программе:
Людвиг ван Бетховен. Сонаты № 3 до мажор, № 19 соль минор,
№ 26 ми-бемоль мажор («Прощальная»), № 7 ре мажор, № 28 ля мажор

Все концерты цикла >>

Бетховен никогда не мыслил свои 32 сонаты для фортепиано как единый цикл. Однако для нынешнего поколения слушателей их целостность и взаимосвязь не поддаются сомнению. Играя или слушая сонаты, мы становимся свидетелями всей творческой эволюции мастера: от юношеских дерзновений и попыток «штурмовать небеса» (слова Бетховена), до глубочайшего философского раздумья и ореола загадочности, которым окутано всё позднее творчество композитора.
Значение жанра фортепианной сонаты для Бетховена было огромным. Она стала для мастера и творческой лабораторией, и дневником самых сокровенных мыслей и переживаний. Уникальность бетховенских сонат состоит в том, что композитор перестал считать этот жанр сугубо камерным. Бетховен, находясь в его рамках, сумел расширить границы сонаты настолько, что она становилась близка то к симфонии по масштабу и глубине содержания (№ 8 «Патетическая», № 23 «Аппассионата»), то к музыкальной драме (№ 17), то к концерту без оркестра (№ 29 «Hammerklavier»), то к фантазии (№ 13, № 14), то превращалась в очаровательную миниатюру (№ 19, № 20). Каждая соната являет собой новую, оригинальную художественную концепцию, а форма всего произведения как академического жанра отходит на второй план, и получается как будто сама собой. Ни у Гайдна, ни у Моцарта фортепианная соната не наделялась такими свойствами и не значила столь многое. В то же время соната для Бетховена – жанр глубоко личный, и поэтому он неохотно исполнял их в публичных концертах.
32 сонаты охватывают почти весь творческий путь мастера. Над первыми сонатами (op. 2) Бетховен стал работать ещё в 1790-х годах, а последняя  (op. 111) была закончена в 1822 году. Ранние сонаты (№ 1–11), создававшиеся в 1793-1800х годах, очень разнородны. Главенствуют в этой группе так называемые «большие сонаты», приближающиеся по размерам к симфониям, а по трудности затмевавшие всё, что было создано к тому моменту для фортепиано. «Мятежный дух» этих гениальных сочинений можно объяснить тем, что Бетховен, завоевавший в то время славу лучшего пианиста Вены, громко заявил о себе как о единственно достойном преемнике недавно умершего Моцарта и стареющего Гайдна.
Годы 1801–1802 приносят следующую группу сонат (№ 12–18), в которых Бетховен поворачивает на совершенно иной путь. Сонату-симфонию сменила соната-фантазия. Композитор экспериментирует с формой и содержанием сонат, создавая то четырёхчастные циклы (№ 15, 18), то меняет принятый порядок частей, открывая произведение траурным маршем в виде вариаций (№ 12), либо сосредоточенно-задумчивым Adagio (№ 14 «Лунная»).
Кульминационный период творчества Бетховена, выпавший на 1802–1812 годы, ознаменован созданием крупных сочинений. Однако немногочисленные сонаты этого времени также являются вершинными образцами жанра (№ 21 «Аврора», № 23 «Аппассионата»). Темп работы замедляется, новые фортепианные сонаты появляются всё реже. Пять последних сонат (№ 28–32), принадлежат к позднему творчеству Бетховена, отмеченному предельной сложностью музыкального языка и тайнозамкненным содержанием самой музыки. Эти сонаты на много лет опередили своё время, как в художественном, так и в техническом отношении (почти все они создавались в расчёте на фортепиано нового типа). Возрождается идея сонаты-фантазии со свободно устроенным циклом и обилием чередующихся тем, вызывая ассоциации с музыкой романтиков.
32 сонаты Бетховена, по словам Марии Юдиной, стали «Новым Заветом фортепианной музыки». «Ветхим Заветом» был для неё «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха. Действительно, очень немногие пианисты решаются на подобный творческий подвиг – сыграть их все. Каждое новое исполнение бетховенского цикла сонат становится событием в музыкальной культуре.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Отрывок из III-й части Das Wiedersehn (Le Retour) Сонаты № 26 ми-бемоль мажор Исп. Рудольф Бухбиндер. С диска Buchbinder Beethoven. The sonata legacy.
© 2011 Sony Music Entertainment Austria GmbH. Все права защ
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход