Санкт-Петербург, Концертный зал

Барток. Стравинский


В программе:
Бела Барток. «Чудесный мандарин». Музыка балета
Бела Барток. Концерт для скрипки с оркестром № 2
Игорь Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица»

Симфонический оркестр Мариинского театра

Бела Барток всю жизнь общался с выдающимися скрипачами, со многими был дружен, часто выступал в ансамбле и создал целый ряд скрипичных сочинений, который венчает Соната для скрипки соло, посвященная Иегуди Менухину. Перу композитора принадлежат два концерта для скрипки с оркестром. Первый (1907) был адресован его возлюбленной Штефи Гейер и, увы, более полувека пролежал в ее архиве, дожидаясь премьеры. Возможно, композитор о нем просто забыл, потому что Второй концерт официально не имеет порядкового номера. На сей раз адресатом (точнее, заказчиком) стал венгерский скрипач Золтан Секеи. Концерт был написан в Швейцарии в летние месяцы 1937 года, а следующим летом оркестрован. Первоначально Бартока хотел создать масштабное произведение в форме вариаций, но скрипач уговорил его вернуться к традиционной форме концерта в трех частях. Впрочем, кое-что от исходного замысла уцелело: вторая часть представляет собой вариации, а в финале развиваются темы из первой части. В главной теме использованы все двенадцать звуков хроматической гаммы. Создавая ее Барток хотел показать Шёнбергу, как писать такие темы, оставаясь в рамках тональности. Действительно, тема эта – плод замечательного мелодического вдохновения, которое распространяется на весь концерт.
Балет Белы Бартока «Чудесный мандарин» (1919) написан на шокирующее либретто Менхерта Лендъела, персонажи которого – девушка легкого поведения и трое бродяг-грабителей. Главного же героя – китайского мандарина – правильнее было бы назвать не чудесным, а заколдованным или завороженным страстью. Грабители пытаются задушить его, зарезать, повесить, но жизнь не покидает мандарина, пока девушка, наконец, его не целует. Вероятно, в сюжете как-то отразились потрясшие Европу подробности убийства Распутина. В наше время на музыкальной сцене и более жестокие события – не редкость, однако на протяжении века балетмейстеры, ставившие «Чудесный мандарин», предпочитали каждый раз сочинять новое либретто. Барток не раз перерабатывал произведение. В частности, сделав лишь несколько купюр, он превратил его в симфоническую сюиту, которая часто исполняется. Это очень экспрессивная музыка. Барток щедр на радикальные средства, вплоть до глиссандо литавр, которые призваны утяжелить звучность и создать мрачную атмосферу. Но есть и совершенно иные страницы, выписанные тонко, в духе импрессионизма, а Геннадий Николаевич Рождественский ценит сюиту за «глубокий лиризм» и «совершенно волшебные вальсы».
Анна Булычева

Спектакль «Жар-птица» дягилевского Русского балета 25 июня 1910 года на сцене парижской Гранд-опера имел сенсационный успех. Создававшаяся в тесном содружестве с хореографом Михаилом Фокиным и художником Александром Головиным при участии замечательных артистов балета «Жар-птица» была, по словам парижского критика, «чудом восхитительнейшего равновеия между движениями, звуками и формами». Вскоре после премьеры балета Стравинский составил оркестровую сюиту из «Жар-птицы» (1911), побуждаемый к этому не только успехом музыки, но и заботой о ее более совершенном исполнении в условиях концертного зала. В 1919 году возникла новая сюита, в которой композитор отказался от грандиозного состава оркестра, использованного в балетной партитуре. Четверть века спустя в 1945 году Стравинский заново отредактировал инструментовку сюиты. В редакции 1919 года сюита включает следующие эпизоды: Вступление, «Танец Жар-птицы», «Хоровод царевен», «Поганый пляс Кащеева царства», Колыбельную и Финал.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход