Санкт-Петербург, Концертный зал

Музыка Вены: и весело, и серьёзно. Вечер второй


В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт. Скрипичный концерт № 2 ре мажор. Симфония № 39 ми-бемоль мажор
Иоганн Штраус (сын). Увертюра к оперетте «Индиго и сорок разбойников», Русский марш, вальс «Сказки венского леса», быстрая полька «Стремительно», «Вечное движение», «Прощание с Петербургом»
Йозеф Штраус. Полька-мазурка «Женское сердце»
Иоганн и Йозеф Штраусы. «Полька-пиццикато»

Вслед за «Дон-Жуаном», всего лишь за полтора летних месяца 1788 года, Моцарт создаёт свои три наиболее известные, монументальные симфонии. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 26 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония – предвестник романтической эпохи XIX в.; и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты «Юпитера». Эти произведения явились кульминационной точкой в развитии симфонического творчества композитора и одновременно его завершением. Триадой «больших симфоний» Моцарт простился с этим жанром. Предполагалось, что цикл будет исполнен в одном симфоническом концерте. Однако услышать свои последние оркестровые шедевры композитору не удалось.
Тридцать девятая симфония ми-бемоль мажор – грандиозная интродукция всей симфонической триады, и многие черты пролога в ней не случайны: «укрупненность» тематического материала, преобладание широких мазков, величавость, ясность и определенность замысла. Всем этим подчеркивается «заглавное» положение симфонии в цикле. В то же время эта симфония – самая светлая и жизнерадостная из всех трёх. По духу она больше всего близка музыке старшего современника и друга Моцарта – Йозефа Гайдна. Немаловажной особенностью партитуры симфонии является тот факт, что композитор отказывается от гобоев и первым среди венских классиков вводит в оркестр кларнеты. Гайдн будет использовать их в своих «Лондонских симфониях» лишь шесть лет спустя.

Семья Штраусов давно стала музыкальным символом Вены. Бесчисленные вальсы, польки, кадрили, марши сразу и навсегда вошли в плоть и кровь венцев. Без их исполнения не обходится ни один венский бал, а исполнение знаменитого марша Радецкого Иоганна Штрауса-отца неизменно завершает все новогодние концерты в Musikverein. Ни один дирижёр, приезжая на гастроли в столицу музыки, никогда не обойдёт вниманием в своих концертах их произведений.
Перу Иоганна Штрауса-отца принадлежит более 250 сочинений (из них 152 вальса). У него было четыре сына. Трое из них – Иоганн (сын), Эдуард и Йозеф – продолжили дело отца. Всё музыкальное наследие Штрауса-старшего было издано в Лейпциге в 1889 году усилиями его сыновей.
Иоганн Штраус-сын стал признанным королём вальса. Трудно представить себе большей популярности, чем та, что выпала на долю его музыки. Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского. Долгое время композитор был связан гастролями с Россией: с 1856 года в течение десяти сезонов регулярными становятся его концерты в Павловском музыкальном вокзале. Наиболее известные, лучшие его вальсы – созданные в 1860-х годах «Сказки Венского леса» и «На прекрасном голубом Дунае». Последний стал неофициальным гимном Австрии.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход