Санкт-Петербург, Концертный зал

Мендельсон. Брамс. Лист

Симфонический оркестр Мариинского театра
Солисты: Денис Мацуев (фортепиано), Роман Симович (скрипка)
Дирижер - Валерий Гергиев

В программе:
I отделение

Феликс Мендельсон
Увертюра «Сон в летнюю ночь», соч. 21
Иоганнес Брамс
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
Исполняет Роман Симович (скрипка)

II отделение
Ференц Лист
Концерты для фортепиано с оркестром № 1 и № 2
Солист - Денис Мацуев (фортепиано)

Увертюра и скерцо из музыки Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» кажутся рожденными в едином порыве вдохновения, но на самом деле их разделяет семнадцать лет. В 1826 году семнадцатилетний композитор зачитывался пьесами Шекспира в переводе немецкого поэта-романтика Людвига Тика. В результате 6 августа того же года он закончил фантастическую концертную увертюру, которая сразу стала его «визитной карточкой». Сперва ее исполнили в доме Мендельсонов, в 1827 году – в Штеттине, уже в следующем году в день летнего солнцестояния она произвела фурор в Лондоне, а вскоре ее услышали парижане. Об открывающих увертюру аккордах духовых Ференц Лист сказал, что это опускаются и вновь поднимаются веки, дабы зрение проникло в волшебный мир эльфов. Но не только эльфов: имитация ослиного рева отсылает к тому эпизоду шекспировской пьесы, когда Ник Ботом превращается в животное. 14 октября 1843 года в Потсдаме состоялась премьера шекспировского «Сна в летнюю ночь» в постановке Людвига Тика, которые теперь руководил берлинскими театрами. Естественно, что берлинский капельмейстер Феликс Мендельсон написал к ней еще двенадцать музыкальных номеров, включая один из оркестровых антрактов – Скерцо.
Анна Булычева


Единственный скрипичный концерт Брамса был сочинен летом 1878 года в Пертшахе – небольшом городе на юге Австрии. Его атмосфера благоприятно действовала на Брамса, который предыдущим летом работал в Пертшахе над своей Второй симфонией, а теперь – возвратился к ее образам и тональности в связи со скрипичным концертом.
Концерт посвящен известному скрипачу венгерского происхождения Йозефу Иоахиму. Именно Иоахим познакомил Брамса с четой Шуманов, которая сыграла большую роль в  жизни композитора, и сам на протяжении многих лет оставался его близким другом. В процессе работы над концертом Брамс обращался к Иоахиму по всем вопросам скрипичной техники, но далеко не всегда следовал его советам. Однако, создавая первую часть, он не стал писать для нее каденцию, воспользовавшись каденцией Иоахима.
Концерт Брамса – одно из самых виртуозных произведений в этом жанре. Ганс фон Бюлов, сравнивая концерт Брамса, с популярным скрипичным концертом Бруха, утверждал, что концерт Бруха написан «для скрипки», а концерт Брамса – «против скрипки». При этом трудности скрипичной партии скорее связаны с фактурой произведения и сложностью замысла, чем со стремлением показать технические возможности солиста. Как и Вторая симфония, концерт проникнут типично брамсовской атмосферой светлой торжественности, которую не нарушают вторгающиеся время от времени в движение музыки драматические образы. Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических образов, в финале Брамс погружается в стихию венгерского народного танца. И не только потому, что концерт посвящен Иоахиму, но и потому, что само звучание скрипки было для Брамса связано с экспрессией и страстью венгерских напевов.
Екатерина Юсупова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход