Санкт-Петербург, Концертный зал

Хачатурян. Лист


Арам Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром
Ференц Лист. «Симфония к “Божественной комедии” Данте»

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Арам Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

Я писал музыку словно на гребне какой-то волны счастья,
весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына.
И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку

Арам Хачатурян

Скрипичный концерт был сочинен Хачатуряном летом 1940 года за неполных два месяца. «Закончив Концерт, я посвятил его Давиду Ойстраху, – вспоминал композитор, – Помню, как один музыкант, поздравляя меня, сказал: "Какой Вы счастливый: Концерт написали, и тут же сын у Вас родился"».
Давид Ойстрах был захвачен новым сочинением друга и молниеносно разучил его. «Очень быстро, уже через два-три дня, – продолжал Хачатурян, – Ойстрах приехал ко мне в Дом творчества в Старую Рузу, чтобы сыграть Концерт... Мой маленький коттеджик был заполнен до отказа... И я, и все присутствовавшие были поражены феерическим исполнением Ойстраха. Он сыграл Концерт так, как будто учил его много месяцев, так, как он играл его и впоследствии на больших эстрадах».
Живописная красочность, яркий национальный колорит, праздничная приподнятость, виртуозная броскость музыки Концерта сразу же покорили и музыкантов-профессионалов и широкую слушательскую аудиторию.
Премьера Скрипичного концерта состоялась 16 ноября 1940 года. Госоркестром СССР дирижировал Александр Гаук. Вскоре Ойстрах и Гаук представили Концерт в Ленинграде (24 декабря 1940 года), а вслед за этим он прозвучал в Ереване, Тбилиси, Киеве, Одессе. За рубежом широкое распространение получила сделанная Ойстрахом грамзапись Концерта. Концерт появился на афишах выдающихся скрипачей мира.

Иосиф Райскин

 

Ференц Лист. Симфония к «Божественной комедии» Данте (1856)

Источниками вдохновения творчества Ференца Листа, тонко ощущавшего близкое родство разного рода искусств, часто становились произведения живописи, архитектуры и литературы. Зрительные и вербальные образы немедленно вызывали у композитора музыкальные ассоциации: так, во время путешествия по Италии, Лист сравнил Колизей с Героической симфонией Бетховена и высказал надежду, что гениальная «Божественная комедия» великого Данте тоже получит отклик «в музыке какого-нибудь Бетховена будущего». Этим откликом явились собственные произведения мастера – фортепианная соната-фантазия «По прочтении Данте» и завершенная спустя 20 лет масштабная симфония.
Первоначальным замыслом Листа было сохранить трехчастное деление оригинального текста, соответствующее трем «локациям» загробной жизни: Ад, Чистилище, Рай. Однако Рихард Вагнер – будущий зять композитора – заметил, что нелепо и грешно простому смертному пытаться «выразить невыразимое», стремясь запечатлеть в музыке недоступные человеческому воображению наслаждения райской жизни. Прислушавшись к его мнению, Лист сократил финальную часть. О том, насколько важен был для Листа дантовский текст, можно судить по включению его в рукопись партитуры: поэтические строки Данте неизменно сопровождают чисто инструментальные разделы симфонии, скрыто присутствуя в оркестровой ткани, и выходят на поверхность со вступлением женских голосов в заключительном хорале.

Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход