Санкт-Петербург, Концертный зал

Шопен. Чайковский


Фредерик Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Петр Чайковский. Симфония № 5

Фредерик Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 , ор. 11.
Фортепианный концерт ми минор был написан в 1830 году очень молодым человеком, едва закончившим обучение в Высшей музыкальной школе. Шопен исполнил его на концерте в Варшаве 11 октября 1830 года, затем на своем первом концерте в Париже – в зале Плейель 26 февраля 1832 года. Впоследствии он возвращался к ми минорному концерту, когда желал изредка покинуть тесный круг салонов и появиться перед широкой публикой. Произведение посвящено виртуозу и композитору Фридриху Калькбреннеру, который помогал Шопену с организацией первых парижских концертов.
Роберт Шуман сказал, что если бы Моцарт был жив, он бы сочинял именно такую музыку. В Первом концерте действительно можно услышать отзвуки минорных концертов Моцарта, но гораздо больше в нем примет "блестящего стиля" начала XIX века и следов восхищения композитора романтическим bel canto, что проявилось во всех лирических темах.
Фортепиано у Шопена – уже не соперник оркестра, как в классических концертах. Это романтический герой, полностью владеющий вниманием публики. В первой части – мужественном Allegro maestoso – и в финальном Рондо оркестр еще пытается проявлять инициативу, но во второй части – прекрасном Романсе – лишь деликатно аккомпанирует солисту-виртуозу.

 

Пятая симфония ми минор, ор. 64, была создана Чайковским летом 1888 года в селе Фроловском. У нее нет литературной программы, но сквозная тема, которая проходит от вступления первой части до последних тактов финала, преображаясь из мрачной в триумфальную, заставляет подозревать, что Чайковский все же имел в виду какой-то тайный "сюжет".
Чайковский продирижировал премьерой Пятой симфонии в Петербурге 5 (17) ноября 1888 года, а вскоре она получила широкую известность и за рубежом. С этим связан курьезный эпизод, записанный знакомой Чайковского Алиной Ивановной Брюлловой: "Особенно его любили в Гамбурге, где директором музыкального общества был милый, умный старик Аве-Лаллеман, и с ним как-то Чайковский ближе сошелся. Между прочим, в минуту душевной откровенности этот самый Лаллеман, отличный музыкант, вдруг говорит Чайковскому, схватив его за руки: «У меня к вам большая просьба и, если позволите дать совет: не вводите в ваши чудесные сочинения дикие казацкие напевы, разные трепаки. Пишите в духе нашей, европейской музыки». Чайковской, как очень деликатный человек, только улыбнулся и в ответ посвятил ему свою Пятую симфонию".
Неизвестно, понравился ли старику финал. Но он должен был все простить автору за вторую часть с вдохновенным соло валторны и за третью часть – гениальный вальс.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход