Романтическая комическая опера «Немая лесная девушка», сочиненная Карлом Марией фон Вебером в тринадцатилетнем возрасте, стала вторым театральным опытом композитора-вундеркинда. Свою первую оперу «Сила любви и вина» Вебер успел написать двумя годами раньше. Ничего странного, ведь мать его была певицей, отец – музыкантом и импресарио, главой семейной труппы, а Констанца Вебер, ставшая женой Моцарта, приходилась ему двоюродной сестрой. Неудивительно, что отец Карла Марии твердо решил сделать из младшего сына чудо-ребенка. Премьера «Лесной девушки» состоялась в саксонском городе Фрайберге 24 ноября 1800 года. Опера имела успех и в последующие годы была поставлена в Хемнице, Праге и Вене. В Петербурге опера впервые прозвучала в 1804 году на сцене Немецкого (Кушелевского) театра, где отдыхали петербуржцы из обширной и состоятельной немецкой диаспоры. Вероятно, это было первое исполнение музыки молодого композитора за пределами Германии и Австрии, исполнение, которое стало своеобразной прелюдией к восторженному приему российской публикой в 1824 году бессмертной оперы Вебера «Вольный стрелок». В столице России «Немая лесная девушка» оказалась благодаря либреттисту оперы и первому исполнителю партии принца Зигмунда – Карлу Риттеру фон Штайнсбергу, известному в те времена актеру, певцу и режиссеру, приехавшему в Петербург для работы в немецкой театральной антрепризе. Позднее архивы Немецкого театра вошли в фонды музыкальной библиотеки Мариинского театра, где и сохранился единственный экземпляр этой ранней оперы композитора. Конечно же, написанная в 1800 году (год Первой симфонии Бетховена) «Лесная девушка» не является «романтической» оперой в современном понимании. «Романтическая» она постольку, поскольку ее сюжет почерпнут из рыцарских романов и погружает в фантастический мир Средневековья, где есть место и доблести, и любви, и магии. Впоследствии эта тема зазвучит у Вебера в полную силу в «Эврианте». Что касается «Лесной девушки», ее музыка по стилю скорее ближе «Волшебной флейте» Моцарта. Позднее, в 1810 году, Вебер вновь обратился к либретто своего детского опуса, создав для Франкфурта-на-Майне более развернутую романтическую героико-комическую оперу «Сильвана», в то время как «Лесная девушка» свыше двухсот лет пребывала «немой». Исполнением арий, дуэтов и увертюры из оперы на Музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» Мариинский театр возвращает ей голос. |