Санкт-Петербург, Концертный зал

Вебер


В программе:

1 отделение
Увертюра, арии и дуэты из оперы
Карла Марии фон Вебера «Немая лесная девушка»
Солисты: Людмила Дудинова, Ирма Джиголаты, Лариса Юдина, Тимур Абдикеев, Андрей Илюшников, Николай Каменский, Дмитрий Колеушко

2 отделение
Увертюра к опере «Оберон»
«Приглашение к танцу» (оркестровка Гектора Берлиоза)
Увертюра к опере «Вольный стрелок»
Увертюра к опере «Эврианта»

Симфонический оркестр Мариинского театра

Романтическая комическая опера «Немая лесная девушка», сочиненная Карлом Марией фон Вебером в тринадцатилетнем возрасте, стала вторым театральным опытом композитора-вундеркинда. Свою первую оперу «Сила любви и вина» Вебер успел написать двумя годами раньше. Ничего странного, ведь мать его была певицей, отец – музыкантом и импресарио, главой семейной труппы, а Констанца Вебер, ставшая женой Моцарта, приходилась ему двоюродной сестрой. Неудивительно, что отец Карла Марии твердо решил сделать из младшего сына чудо-ребенка.
Премьера «Лесной девушки» состоялась в саксонском городе Фрайберге 24 ноября 1800 года. Опера имела успех и в последующие годы была поставлена в Хемнице, Праге и Вене.
В Петербурге опера впервые прозвучала в 1804 году на сцене Немецкого (Кушелевского) театра, где отдыхали петербуржцы из обширной и состоятельной немецкой диаспоры. Вероятно, это было первое исполнение музыки молодого композитора за пределами Германии и Австрии, исполнение, которое стало своеобразной прелюдией к восторженному приему российской публикой в 1824 году бессмертной оперы Вебера «Вольный стрелок».
В столице России «Немая лесная девушка» оказалась благодаря либреттисту оперы и первому исполнителю партии принца Зигмунда – Карлу Риттеру фон Штайнсбергу, известному в те времена актеру, певцу и режиссеру, приехавшему в Петербург для работы в немецкой театральной антрепризе. Позднее архивы Немецкого театра вошли в фонды музыкальной библиотеки Мариинского театра, где и сохранился единственный экземпляр этой ранней оперы композитора.
Конечно же, написанная в 1800 году (год Первой симфонии Бетховена) «Лесная девушка» не является «романтической» оперой в современном понимании. «Романтическая» она постольку, поскольку ее сюжет почерпнут из рыцарских романов и погружает в фантастический мир Средневековья, где есть место и доблести, и любви, и магии. Впоследствии эта тема зазвучит у Вебера в полную силу в «Эврианте». Что касается «Лесной девушки», ее музыка по стилю скорее ближе «Волшебной флейте» Моцарта.
Позднее, в 1810 году, Вебер вновь обратился к либретто своего детского опуса, создав для Франкфурта-на-Майне более развернутую романтическую героико-комическую оперу «Сильвана», в то время как «Лесная девушка» свыше двухсот лет пребывала «немой». Исполнением арий, дуэтов и увертюры из оперы на Музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» Мариинский театр возвращает ей голос.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход