Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Александра Романовского (фортепиано)


Людвиг ван Бетховен. Тридцать три вариации на тему вальса Диабелли

Интервью с Александром Романовским >>

33 вариации на тему вальса Диабелли (1823, соч. 120) были написаны в сложный для композитора период, когда Бетховен, совсем недавно создавший свои последние сонаты, борясь с тяжелой болезнью, заканчивал работу над «Торжественной мессой» и Девятой симфонией.
Стимул к созданию сочинения пришел извне. В 1819 году венский издатель и композитор-любитель Антонио Диабелли написал незатейливый вальс – точнее говоря, лендлер. Эти 16 тактов, в качестве темы для вариаций, были разосланы всем ведущим австрийским композиторам того времени, с предложением написать несколько вариаций. Собранные вместе, они готовились для публикации в одном томе. В числе тех композиторов, которые участвовали в издании, кроме Бетховена, были Франц Шуберт, Карл Черни, Игнац Мошелес, Иоганн Гуммель, а также мальчик-вундеркинд, ученик Черни – Ференц Лист. Бетховен принял предложение Диабелли, и сказал, что за обещанное вознаграждение (80 гульденов), напишет не одну-две, а двадцать вариаций. В итоге он написал тридцать три, которые при издании вошли в отдельный второй том, а все остальные – в первый.
Достаточно один раз прослушать этот цикл, чтобы понять – Бетховен здесь не только исследует вариационные возможности незатейливой пьесы, но и ведет диалог с самим собой. Внутреннее состояние композитора на тот период отражает и рукопись сочинения – первые вариации записаны относительно аккуратно (если это слово вообще применимо к рукописям Бетховена), а последующие, по мере усложнения замысла, все менее разборчиво. Ноты содержат множество исправлений, Бетховен дважды опрокидывал на рукопись чернильницу. Все это говорит о смятенном внутреннем состоянии и чрезвычайном напряжении творческих сил.
33 вариации Бетховена – сочинение крайне сложное и поначалу не понятое современниками, впрочем, как и многие другие поздние сочинения мастера. При жизни композитора оно никогда не исполнялось. Однако сейчас вариации на тему Диабелли Бетховена являются настоящей энциклопедией фортепианного мастерства для музыканта. Исполнение этого труднейшего сочинения для пианиста всегда является творческим подвигом. И каждое возвращение к нему сулит новые открытия. Как признавался Святослав Рихтер, исполняя вариаций Бетховена, он, в конце концов, понял, что не знает об этой музыке ничего и все нужно начинать сначала.
Год назад Дом-музей Бетховена в Бонне, благодаря широкомасштабной акции по сбору средств, купил рукопись «33 вариаций», до этого находившейся в частных руках.

Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход