Санкт-Петербург, Мариинский театр

Спящая красавица


балет Петра Чайковского

Четвертый спектакль 9-го абонемента

Исполнители

Дирижер – Дирижер – Борис Грузин
Принцесса Аврора – Анастасия Матвиенко
Принц Дезире – Антон Корсаков
Фея Сирени – Александра Иосифиди
Фея Бриллиантов – Надежда Гончар
Принцесса Флорина – Оксана Скорик
Голубая птица – Кирилл Сафин

Премьера – 3 января 1890 года, Мариинский театр
Премьера реконструкции – 30 апреля 1999 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 4 часа
Спектакль идет с тремя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Хореография Мариуса Петипа (1890)
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сказкам Шарля Перро

(реконструкция спектакля 1890 года)

Декорации Генриха Левота, Михаила Бочарова,
Ивана Андреева, Константина Иванова, Матвея Шишкова
Костюмы Ивана Всеволожского


Авторы реконструкции:
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик – Сергей Вихарев
Художник-постановщик – Андрей Войтенко
Художник по костюмам – Елена Зайцева
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Архивные исследования и координация – Павел Гершензон

Хореографический текст Мариуса Петипа реставрирован на основе записей Николая Сергеева, выполненных в системе хореографической нотации Степанова и хранящихся в Театральной коллекции Гарвардского университета (The Harvard Theatre Collection).
Декорации реконструированы по эскизам и фотоматериалам из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и материалам Российского государственного исторического архива.
Костюмы реконструированы по оригинальным эскизам из коллекции Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.

Краткое содержание

Пролог
Картина первая. Крестины принцессы Авроры
Парадный зал в замке короля Флорестана ХIV

Король и Королева празднуют рождение дочери – принцессы Авроры.
Церемониймейстер объявляет о прибытии крестных. Это феи Кандид, Флер-де-Фарин, Крошек, Канареек, Виолант и главная крестная – фея Сирени. Каждая приносит новорожденной свой дар. Доходит очередь до феи Сирени, и в это время раздается шум.
Испуганные слуги рассказывают о приближении страшной гостьи – злой и могущественной феи Карабосс. Принцесса заснет навечно, уколовшись о веретено, – таков подарок и месть Карабосс за то, что ее забыли пригласить на крестины.
Фея Сирени, не успевшая одарить принцессу, говорит, что сон не будет вечным – Аврору разбудит своим поцелуем принц, очарованный ее красотой.

Действие первое
Картина вторая
Парк замка короля Флорестана ХIV

Принцессе Авроре минуло двадцать лет. Король и Королева счастливы – предсказание злой феи не исполнилось.
Появляется принцесса Аврора, и ей представляют четырех принцев, претендентов на ее руку. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения. В толпе Аврора замечает старуху, покачивающую веретеном в такт ее танцам. Принцесса берет веретено в руки и кружится с ним. Внезапно, уколов палец, она теряет силы и падает. Старуха снимает плащ – это злая фея Карабосс.
Фея Сирени – покровительница Авроры – взмахом волшебной палочки погружает все королевство в вековой сон. Засыпают король с королевой, придворные, цветы и даже вода в фонтане. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.

Действие второе
Картина третья. Охота принца Дезире
Лесистая местность

Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными.
Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она обещает показать Дезире его будущую супругу и вызывает тень принцессы Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но Аврора исчезает. Дезире страстно желает снова видеть ее. Вместе с феей Сирени Дезире плывет в ладье к замку, погруженному в глубокий сон. Их окружает безмолвный лес. Сквозь густые заросли видны башни королевского дворца.

Картина четвертая.
Замок Спящей красавицы

Рассеиваются облака. Принц Дезире и фея Сирени оказываются во дворце, где все покрыто густым слоем пыли и паутины.
Дезире поцелуем пробуждает Спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Покоренный красотой и обаянием Авроры, Дезире просит у Короля и Королевы руки принцессы.

Действие третье
Картина пятая. Свадьба Дезире и Авроры
Эспланада дворца короля Флорестана

Пышная свадьба принцессы Авроры и принца Дезире.
Среди многочисленных гостей – персонажи сказок. Вот Синяя борода и его жена, вот принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик с братьями и тут же преследующий их Людоед. Бежит Золушка и теряет свою туфельку. Ее поднимает принц Фортюне.
Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра.
Танцуют счастливые новобрачные – Аврора и Дезире.


Инициатором постановки «Спящей красавицы» и судьбоносной встречи Петра Чайковского и Мариуса Петипа стал директор императорских театров Иван Всеволожский. Он написал либретто, придумал костюмы и стал соавтором чуда, рожденного гением двух великих мастеров в 1890 году. Блестящий знаток и любитель эпохи Людовика XIV, Всеволожский в спектакле словно приоткрывал окно в любимую эпоху, создавая ощущение полнокровной, почти маскарадной феерии: в одной картине, как и на версальских балах, могли встречаться костюмы ультрамаринового, сиреневого, кроваво-красного и изумрудно-зеленого цветов. Пафос почтения к французскому золотому веку (не только Аврора, но весь мир просыпался при короле-солнце) лежал в основе замысла «Спящей красавицы» и определял атмосферу балета-феерии. Но, увы, в ХХ веке спектакль переодели, приспособили к вкусам других эпох.
После долгих десятилетий забвения образ спектакля эпохи Петипа вернулся на сцену Мариинского театра в 1999 году. По эскизам Всеволожского и премьерных художников-декораторов возобновили сценографию 1890 года, а хореограф Сергей Вихарев, опираясь на сделанные в начале ХХ века записи балета, восстановил структуру творения Мариуса Петипа – с пышностью зрелища, чинной дозированностью танца и пантомимы и атмосферой торжества. И зрители ХХI века имеют возможность увидеть на сцене, в действии роскошный Gesamtkunstwerk, когда-то вдохновивший Александра Бенуа на свершения «Русских сезонов». Ольга Макарова


Узнать больше об этой постановке можно на виртуальных выставках: «Петипа в Мариинском» и «Сергей Вихарев в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)