Либретто Ньюборо Хамильтона по поэме Джона Драйдена
Яна Мамонова (сопрано)
Лучия Духонова (меццо-сопрано)
Бенджамин Брунс (тенор)
Виард Витольт (бас)
Все, кто приобрел билеты на концерт, смогут посетить выставку, посвященную выдающемуся немецкому дирижеру Вильгельму Фуртвенглеру. Фотографии, корреспонденция, аудиозаписи, памятные вещи, предоставленные архивом Берлинской филармонии, познакомят с жизнью, творчеством и с музыкальным наследием Фуртвенглера в контексте его эпохи.
Оркестр Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля Оркестровая академия Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля возникла в 1987 году по инициативе великого американского дирижера Леонарда Бернстайна, который стал ее первым художественным руководителем. Она представляет собой образовательный центр высочайшего уровня для молодых музыкантов оркестра, созданный по модели американского Тэнглвудского фестиваля. Образовательная деятельность Академии – часть работы одного из самых значительных европейских фестивалей классической музыки, организуемого на севере Германии. |
Хоровая академия Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля была основана в 2002 году Рольфом Беком, который стал ее директором. После этого на Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль стали ежегодно съезжаться певцы со всей Европы, чтобы представить широкой публике новые программы, подготовленные в Академии. Вместе с основанной Леонардом Бернстайном Оркестровой академией в замке Зальцау и международными мастер-классами при Высшей школе музыки в Любеке Хоровая академия Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля призвана поставить новые акценты в современном музыкальном образовании. Под руководством знаменитых дирижеров и при участии прославленных оркестров студенты Академии работают не только над хоровыми произведениями классического репертуара, музыкой a cappella, но и над сочинениями современных композиторов. Благодаря щедрой поддержке Любекого фонда многие бывшие студенты Академии могут регулярно приезжать на Шлезвиг-Голштинский фестиваль, чтобы преподавать в Академии. |
Спонсор концерта: |
Оратория «Празднество Александра или Могущество музыки» HWV 75 принадлежит к числу наиболее репертуарных произведений Г. Ф. Генделя. Композитор и его либреттист Н. Хамильтон вдохновились знаменитой поэмой в честь покровительницы музыки св. Цецилии, написанной Джоном Драйденом в 1697 году и уже положенной на музыку англичанами Дж. Кларком и Т. Клейтоном, а также прославленным итальянцем Б. Марчелло.
Текст поэмы повествует о праздновании Александром Великим и его избранницей юной Таис Афинской победы над персами. Народ и легендарный певец Тимофей прославляют счастливую чету, уподобляя Александра самому Зевсу, а Таис – божественной Олимпии. Магическое воздействие пения Тимофея безгранично: он то заставляет Александра и его воинов, опьяненных дарами Бахуса, вновь переживать перипетии победоносных сражений, то вызывает скорбь и сострадание к участи некогда победоносного, а ныне поверженного Дария, оставленного друзьями и близкими. Любовь к Таис приносит желанное умиротворение, но непогребенные герои – соратники Александра – все еще взывают к отмщению. Таис именуется «другой Еленой», а город врагов должен разделить печальную судьбу разрушенной Трои... Появляется ангелоподобная Цецилия, божественное искусство которой усмиряет земные страсти. В союзе Цецилии и Тимофея крепнет торжество вечной гармонии!
Двухчастная композиция Генделя включает в себя увертюру, речитативы, ариозо, арии и ансамбли солистов (сопрано, тенор, бас), партии которых не персонифицированы, а также великолепные хоры. Премьера сочинения с огромным успехом прошла 19 февраля 1736 года в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, в ней были заняты лучшие исполнители, имевшиеся в распоряжении композитора: сопрано Анна Страда дель По, тенор Джон Бирд, бас Томас Райнхолд. Только при жизни Генделя «Празднество Александра» давалось в Англии около 30 раз, неизменно вызывая успех у многочисленной аудитории.
После смерти Генделя оратория вышла за пределы Британии и начала триумфальное шествие по странам континентальной Европы. Ее почитателями и ценителями были И. Г. Гердер, К. В. Рамлер, К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, известный музыкант, учитель Мендельсона К. Цельтер и сам Ф. Мендельсон.
Поэт Теодор Кёрнер, принимавший участие в исполнении оратории в оккупированной французами Вене, посвятил ей восторженное стихотворение, которое содержало пророчество о грядущем освобождении, а посетивший берлинское исполнение «Празднества» Фредерик Шопен назвал сочинение «наивысшим идеалом возвышенной музыки, который хранится в глубине моей души». С XVIII столетия берет свое начало традиция исполнения шедевра Генделя как на немецком, так на английском и итальянском языках, традиция, существующая почти три века и не утратившая своего значения по сей день. «Празднество Александра» открывает наиболее значительный период деятельности композитора на ораториальном поприще – за ним последуют «Израиль в Египте», «О радости, печали и мудрости», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Теодора» и «Иевфай».
Иван Федосеев