Санкт-Петербург, Концертный зал

Гендель
Оратория «Празднество Александра»


Либретто Ньюборо Хамильтона по поэме Джона Драйдена

Яна Мамонова (сопрано)
Лучия Духонова (меццо-сопрано)
Бенджамин Брунс (тенор)
Виард Витольт (бас)

 

Все, кто приобрел билеты на концерт, смогут посетить выставку, посвященную выдающемуся немецкому дирижеру Вильгельму Фуртвенглеру. Фотографии, корреспонденция, аудиозаписи, памятные вещи, предоставленные архивом Берлинской филармонии, познакомят с жизнью, творчеством и с музыкальным наследием Фуртвенглера в контексте его эпохи.


Оркестр Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля

 

Оркестр Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля

Оркестровая академия Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля возникла в 1987 году по инициативе великого американского дирижера Леонарда Бернстайна, который стал ее первым художественным руководителем. Она представляет собой образовательный центр высочайшего уровня для молодых музыкантов оркестра, созданный по модели американского Тэнглвудского фестиваля. Образовательная деятельность Академии – часть работы одного из самых значительных европейских фестивалей классической музыки, организуемого на севере Германии.
Местом пребывания Оркестровой академии стал государственный культурный центр в замке Зальцау, расположенный в ста километрах к северу от Гамбурга. Замок Зальцау построен в XIX веке. Он находится в центре обширного паркового комплекса в одном из самых красивых регионов земли Шлезвиг-Гольштейн, располагающего идеальными условиями для интенсивной работы и разнообразного отдыха. Центром деятельности академии является большой амбар, перестроенный в концертный зал.
Оркестр Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля каждый год заново формируется Академией на основе прослушиваний, которые проводятся в 30-ти городах Северной и Южной Америки, Азии, Европы и Среднего Востока. Только после завершения последнего прослушивания жюри принимает решение о зачислении около ста молодых музыкантов (максимальный возраст которых – 26 лет) в оркестровую Академию. Именно поэтому приглашаются только лучшие музыканты со всего мира, отобранные из более чем 1200 кандидатов. Музыканты, прошедшие конкурс, получают исключительное поощрение, – стипендию Фонда Шлезвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля, включающую проезд, проживание и плату за обучение. Музыкантам предоставляется возможность разучивать и исполнять великие оркестровые произведения под руководством известных дирижеров. Репетиционная работа проходит в два этапа. Сначала проводятся репетиции по оркестровым группам под управлением опытных педагогов, приглашаемых из Берлинской, Мюнхенской филармоний и симфонического оркестра Северо-Германского радио. Затем произведения интенсивно разучиваются всем оркестром вместе с дирижером.
Оркестровая музыка – основное направление работы Академии, однако значительное внимание уделяется и исполнению камерной музыки. В Академии также проводятся лекции, рабочие семинары и разнообразные выставки.
В разное время с коллективом работали такие дирижеры, как Леонард Бернстайн, Кристоф Эшенбах, Валерий Гергиев, Семен Бычков, Георг Шолти, Мстислав Ростропович, Йегуди Менухин, Дмитрий Китаенко, Лорин Маазель, Кшиштоф Пендерецкий, Леонард Слаткин, Владимир Спиваков, Курт Зандерлинг, Эса-Пекка Салонен, Курт Мазур, Кент Нагано, Кристоф фон Донаньи, Михаил Плетнев и многие другие. Среди солистов, выступавших с оркестром в последние годы – Шарон Кам, Катя и Мариэль Лабек, Вальтрауд Майер, Мидори, Виктория Муллова, Табеа Циммерман, Юрий Башмет, Матиас Герне, Томас Хэмпсон, Стивен Иссерлис, Найджел Кеннеди, Евгений Кисин, Гидон Кремер, Ланг Ланг, Йо-Йо Ма, Вадим Репин, Мстислав Ростропович и Франк Петер Циммерман.

 
Хор Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля

 

Хоровая академия Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля была основана в 2002 году Рольфом Беком, который стал ее директором. После этого на Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль стали ежегодно съезжаться певцы со всей Европы, чтобы представить широкой публике новые программы, подготовленные в Академии. Вместе с основанной Леонардом Бернстайном Оркестровой академией в замке Зальцау и международными мастер-классами при Высшей школе музыки в Любеке Хоровая академия Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля призвана поставить новые акценты в современном музыкальном образовании. Под руководством знаменитых дирижеров и при участии прославленных оркестров студенты Академии работают не только над хоровыми произведениями классического репертуара, музыкой a cappella, но и над сочинениями современных композиторов. Благодаря щедрой поддержке Любекого фонда многие бывшие студенты Академии могут регулярно приезжать на Шлезвиг-Голштинский фестиваль, чтобы преподавать в Академии.
Под художественным руководством Рольфа Бека хор гастролировал в Испании и Франции, в 2005 году совершил многодневное турне по Японии. В 2008 году, благодаря приглашению симфонического оркестра Шанхая, хор смогли услышать в азиатской метрополии. Осенью 2008 года хор Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля совместно с Гамбургским барочным оркестром «Элбиполис» принял участие в концертном турне, исполняя Мессу си-минор Баха. В 2009 году, объявленном годом Генделя, хор выступит с известными хоровыми произведениями Генделя на Фестивале Генделя в Халле, а также на музыкальном фестивале Райнгау и Бодензее.

Спонсор концерта:   MARLOG Marine Logistik GmbH & Co. KG 

 

Оратория «Празднество Александра или Могущество музыки» HWV 75 принадлежит к числу наиболее репертуарных произведений Г. Ф. Генделя. Композитор и его либреттист Н. Хамильтон вдохновились знаменитой поэмой в честь покровительницы музыки св. Цецилии, написанной Джоном Драйденом в 1697 году и уже положенной на музыку англичанами Дж. Кларком и Т. Клейтоном, а также прославленным итальянцем Б. Марчелло.
Текст поэмы повествует о праздновании Александром Великим и его избранницей юной Таис Афинской победы над персами. Народ и легендарный певец Тимофей прославляют счастливую чету, уподобляя Александра самому Зевсу, а Таис – божественной Олимпии. Магическое воздействие пения Тимофея безгранично: он то заставляет Александра и его воинов, опьяненных дарами Бахуса, вновь переживать перипетии победоносных сражений, то вызывает скорбь и сострадание к участи некогда победоносного, а ныне поверженного Дария, оставленного друзьями и близкими. Любовь к Таис приносит желанное умиротворение, но непогребенные герои – соратники Александра – все еще взывают к отмщению. Таис именуется «другой Еленой», а город врагов должен разделить печальную судьбу разрушенной Трои... Появляется ангелоподобная Цецилия, божественное искусство которой усмиряет земные страсти. В союзе Цецилии и Тимофея крепнет торжество вечной гармонии!
Двухчастная композиция Генделя включает в себя увертюру, речитативы, ариозо, арии и ансамбли солистов (сопрано, тенор, бас), партии которых не персонифицированы, а также великолепные хоры. Премьера сочинения с огромным успехом прошла 19 февраля 1736 года в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, в ней были заняты лучшие исполнители, имевшиеся в распоряжении композитора: сопрано Анна Страда дель По, тенор Джон Бирд, бас Томас Райнхолд. Только при жизни Генделя «Празднество Александра» давалось в Англии около 30 раз, неизменно вызывая успех у многочисленной аудитории.
После смерти Генделя оратория вышла за пределы Британии и начала триумфальное шествие по странам континентальной Европы. Ее почитателями и ценителями были И. Г. Гердер, К. В. Рамлер, К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, известный музыкант, учитель Мендельсона К. Цельтер и сам Ф. Мендельсон.
Поэт Теодор Кёрнер, принимавший участие в исполнении оратории в оккупированной французами Вене, посвятил ей восторженное стихотворение, которое содержало пророчество о грядущем освобождении, а посетивший берлинское исполнение «Празднества» Фредерик Шопен назвал сочинение «наивысшим идеалом возвышенной музыки, который хранится в глубине моей души». С XVIII столетия берет свое начало традиция исполнения шедевра Генделя как на немецком, так на английском и итальянском языках, традиция, существующая почти три века и не утратившая своего значения по сей день. «Празднество Александра» открывает наиболее значительный период деятельности композитора на ораториальном поприще – за ним последуют «Израиль в Египте», «О радости, печали и мудрости», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Теодора» и «Иевфай».
Иван Федосеев

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход