Санкт-Петербург, Концертный зал

Октет Берлинского филармонического оркестра


В составе:
Лоренц Настурица-Гершовичи (скрипка), Романо Томазини (скрипка), Вильфрид Штреле (альт), Кристов Игельбринк (виолончель), Венцель Фукс (кларнет), Стефан де Леваль Еджирский (валторна), Бенц Боганьи (фагот), Ешко Лайне (контрабас)

В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт. Квинтет для кларнета и струнных, ля мажор, K. 581
Франц Шуберт. Октет, фа мажор, D. 803

 

Октет Берлинского филармонического оркестра

Октет Берлинской Филармонии был основан более 70 лет назад. Как и многие другие камерные музыкальные коллективы, созданные музыкантами Берлинского филармонического оркестра, он выступает во всех крупных городах Европы и Америки. В долгую историю октета золотыми буквами вписаны великие имена музыкантов мирового ранга, таких как бывшие концертмейстеры Берлинского Филармонического оркестра – Спиваковский, Рён, Борриес, виолончелисты Пятигорский, Граудан и Штайнер, кларнетист Бюркнер, контрабасист Цепперитц и многие другие.
Если вплоть до конца Второй мировой войны оркестр гастролировал только в Европе, то после войны он начал свою обширную концертную деятельность и за океаном. В 1954 году октет совершил свое первое семинедельное турне по Южной Америке. Два больших турне музыканты отыграли в Африке, а также в Японии, Корее, Китае и многих других странах. Уже в 1978 году прошли концерты в Израиле и бывшем СССР. Каждые два года ансамбль гастролирует в Японии. Также ансамбль является частым гостем на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне и Берлине.
Основу музыкального репертуара ансамбля составляют септет Бетховена и октет Шуберта. Наряду с ними ансамбль исполняет много классических и романтических произведений, в которых скрипичные инструменты играют вместе с духовыми, например большие кларнетовые квинтеты Моцарта, Вебера и Брамса.
В 1958 году Хиндемит сочинил для ансамбля октет, премьера которого состоялась в Берлине. На премьере композитор исполнил партию первого альта. За этим концертом последовало исполнение музыки таких современных композиторов как Блахер, Хенце, Штокхаузен, Исанг Юн, Рим.
Октет Берлинской филармонии записал множество пластинок в сотрудничестве с звукозаписывающими фирмами Deutsche Grammophon, Philips, Sony и EMI. С Nimbus Records были записаны октет Хиндемита, септет Бетховена, октет Шуберта на двух дисках, которые были высоко оценены критиками.

Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и кларнета ля мажор К. 581 был закончен Вольфгангом Амадеем Моцартом 29 сентября 1789 года в Вене, а 22 декабря того же года состоялось его премьерное исполнение на благотворительном концерте в пользу Фонда музыкантов-пенсионеров. Партию кларнета исполнял Антон Штадлер, которому и было посвящено это произведение. Штадлер был соратником Моцарта по масонской ложе и выдающимся кларнетистом своего времени, сумевшим ввести мало популярный в то время кларнет в ряд виртуозных сольных инструментов. Кроме квинтета Моцарт посвятил Штадлеру также свой концерт для кларнета с оркестром.

Звучание кларнета часто сопровождало масонские обряды, поэтому в представлении Моцарта это инструмент имел помимо прочего сакральное, мистическое значение. Квинтет ля мажор К. 581 по словам исследователя творчества Моцарта Альфреда Эйнштейна – «самый утонченный образец камерной музыки, хотя кларнет и выступает здесь, как первый среди равных, и так использован композитором, словно он, Моцарт, впервые открыл прелесть этого инструмента – его мягкое, сладостное дыхание, его прозрачную глубину, его гибкость». Принцип концертности, как «состязания, соревнования», является основным в развитии музыкального материала кларнетового квинтета. Матовый тембр кларнета ясно выделяется на фоне струнного квартета, голоса которого то выступают в роли аккомпанемента, то образуют самостоятельные контрапунктические линии. Тональность ля мажор была наиболее удобной для тогдашнего кларнета строя А, а также имела у Моцарта особый любовный оттенок. Первая часть, сонатное аллегро, строится на чередовании светлого хорала у струнных и широких пассажей у кларнета, переходящих в задумчивую, слегка меланхолическую мелодию. Вторая часть, медленное Larghetto ре мажор – серенада кларнета на фоне мерного движения восьмых. Полную невыразимой красоты и просветленной мудрости мелодию кларнета подхватывает первая скрипка, образуя возвышенный любовный дуэт. Третья часть – галантный менуэт с двумя трио. В первом минорном трио в партии первой скрипки можно услышать интонации меланхолической темы кларнета из первой части, второе трио с участием кларнета напоминает народный лендлер, который потом часто будет звучать у Шуберта. Финал квинтета написан в форме вариаций. Первоначальный набросок финала почти полностью предвосхищал радостную арию Феррандо из оперы «Так поступают все». Однако в окончательном варианте осталась незатейливая мелодия, чем-то напоминающая гайдновские темы. В процессе развития эта мелодия превращается в певучую моцартовскую тему, а небольшое задумчивое адажио перед возвращением темы звучит словно сладостный вздох.

 

«Сегодняшний музыкальный концерт очень уважаемой музыкальной организации закончился новым октетом для пяти струнных и трех духовых инструментов Шуберта … Произведение г-на Шуберта соответствует признанному таланту автора. Оно светло, приятно и интересно; только может быть, он слишком долго занимает внимание слушателей», – писала в апреле 1827 года Венская газета Allgemeine Theaterzeitung по поводу первого публичного исполнения фа мажорного октета Франца Шуберта в концерте квартета Игнаца Шуппанцига. Замечание о «долгом внимании» появилось не случайно, длительность звучания шестичастного октета составляет больше часа, это одно из самых масштабных произведений в камерной литературе. Столь большие размеры сочинения во многом связаны с принципами музыкального мышления Шуберта. В историю музыки он вошел как признанный мастер песенного жанра. Обращаясь как к поэзии Гете и Шиллера, так и к любительским стихам, Шуберт сумел потрясающе верно отразить в музыке все оттенки настроений и переживаний, тонкие психологические моменты. При этом в композиции его сочинений, как правило , лежит принцип чередования и сопоставления. Мелодии, фразы сменяют друг друга подобно облакам на бескрайнем небе, мажор может внезапно смениться минором и наоборот, тени то наступают, то ускользают. Свой принцип работы в вокальных жанрах, Шуберт переносит и в инструментальную музыку, где развернутость и протяженность связаны с принципом чередования крупных блоков, подобно тому, как в вокальном цикле одна песня сменяет другую. В фа-мажорном октете для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота и валторны преобладают черты развернутого, свободно льющегося повествования. Шуберт писал это произведение в феврале 1824 года, в сложный период жизни, связанный с серьезным заболеванием. Однако душевные страдания в музыке завуалированы и даются на фоне поэтических образов природы и безмятежного быта. Создание октета – уход от действительности в страну наивных грез и было отчасти связано с выздоровлением и выходом из депрессии. Его близкий приятель Мориц Швинд в марте 1824 года пишет: «Шуберт уже почти выздоровел. По его словам, в течение нескольких дней нового лечения он почувствовал, что в болезни наступил перелом, и все изменилось. Теперь он [Шуберт] уже давно с величайшим прилежанием работает над октетом. Если к нему зайти днем, он говорит: "Здравствуй, как поживаешь?" – "Хорошо" – и он пишет дальше, после чего удаляешься».

Шестичастный октет отчасти близок по жанру старинной сюите или кассации. Прообраз октета можно увидеть в бетховенском септете, также написанном для кларнета, фагота, валторны и струнных, только Шуберт добавляет еще вторую скрипку. Первая часть и финал октета написаны в сонатной форме с медленным вступлением, вторая, третья и пятая части представляют собой простые двух и трех частные структуры, четвертая часть – семь вариаций на тему из собственного зингшпиля «Друзья из Саламанки».

Егор Ковалевский

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход