Санкт-Петербург, Концертный зал

"Артист месяца" Юрий Башмет


Вольфганг Амадей Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта
Солисты: Юрий Башмет и Алёна Баева

Франц Антон Хоффмайстер. Концерт № 1 ре мажор для альта с оркестром
Антонин Дворжак. Серенада ми мажор для струнного оркестра соч 22

"Солисты Москвы" и Юрий Башмет

Генеральный партнер ансамбля:
  
    
Партнер ансамбля:    

Солисты Москвы

Дебют ансамбля состоялся 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории, и 21 мая – на сцене Парижского зала Плейель во Франции. Ансамбль с успехом выступал на сцене таких известных и престижных концертных залов как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Большой зал Московской консерватории, Концертгебау в Амстердаме, Сантори-холл в Токио, Барбикан-холл в Лондоне, Тиволи в Копенгагене, а также в Берлинской филармонии и в Веллингтоне (Новая Зеландия).

В качестве солистов с ансамблем выступали С. Рихтер (фортепиано), Г. Кремер (скрипка), М. Ростропович (виолончель), В. Третьяков (скрипка), М. Венгеров (скрипка), В. Репин (скрипка), С. Чанг (скрипка, США), Б. Хендрикс (сопрано, США), Дж. Галуэй (флейта, США), Н. Гутман (виолончель), Л. Хэррел (виолончель, США), М. Брунелло (виолончель, Италия), Т. Квастхофф (бас, Германия) и многие другие.

В 1994 году "Солисты Москвы" совместно с Г. Кремером и М. Ростроповичем записали компакт-диск для фирмы EMI. Диск ансамбля с записью произведений Д. Шостаковича и И. Брамса, выпущенный фирмой Sony Classics был отмечен критиками журнала СТРАД как "лучшая запись года" и был номинирован на премию Грэмми. Ансамбль повторно попал в число номинантов Грэмми в 2006 году за диск с записью камерных симфоний Д. Шостаковича, Г. Свиридова и М. Вайнберга. В 2007 году "Солисты Москвы" были удостоены премии Грэмми за запись произведений И. Стравинского и С. Прокофьева.

Ансамбль неоднократно принимал участие во многих музыкальных фестивалях, среди которых фестиваль им. М. Ростроповича в Эвиане (Франция), музыкальный фестиваль в Монтрё (Швейцария), Сиднейский музыкальный фестиваль, Музыкальный фестиваль в городе Бат (Англия), Променад-концерты в лондонском Альберт-холле, Prestige de la Musik в парижском зале Плейель, Sony-Classical в Театре на Елисейских полях, "Музыкальные недели в городе Тур" (Франция), фестиваль "Декабрьские вечера" в Москве и многие другие. За 16 лет музыканты дали более 1200 концертов, что соответствует около 2300 часам музыки. В самолетах и поездах они провели свыше 4350 часов, преодолев расстояние в 1 360 000 км, что равносильно 34 путешествиям вокруг Земли по экватору.

Ансамбль встречали горячими аплодисментами слушатели более чем 40 стран мира на 5 континентах. В его репертуар входит свыше 200 шедевров мировой классики и редко исполняемых произведений композиторов прошлого и настоящего. Программы "Солистов Москвы" отличаются яркостью, разнообразием и интересными премьерами. Коллектив регулярно принимает участие в различных телевизионных программах в России и за рубежом. Его концерты неоднократно транслировались и записывались ведущими радиостанциями мира, такими как Би-Би-Си, Баварское Радио, Радио Франс и японская корпорация NHK.

 

При поддержке: 
  Ренессанс Санкт-Петербург Балтик Отель
   Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Васильевский Отель
Концерт №1 ре мажор для альта с оркестром Ф.-А. Хоффмайстера является одним из первых больших концертных сочинений, где альт выступает в роли солиста-виртуоза. Его автор – немецкий композитор с интересной биографией: приехав в Вену заниматься юриспруденцией, он постепенно увлекся музыкой, начал сочинять, а вскоре основал и собственное издательство. Именно Хофмейстер стал первым издателем многих произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, причем с последними его связывали теплые дружеские отношения. Однако и как композитор он не остался в тени своих великих современников.

Концерт для альта написан в лучших классических традициях и дает возможность солисту продемонстрировать весь арсенал выразительных средств. В первой, быстрой части (Allegro) показываются, прежде всего, технические возможности солирующего инструмента – кульминацией его виртуозной партии становится развернутая каденция. Вторая часть – одно из прекраснейших классических Adagio, где альт «поет» мелодию изумительной красоты. Третья – озорное Rondo, в котором танцевальные мотивы у солиста чередуются с пассажами. Доминируя на протяжении всех частей, альт действительно становится «главным героем» сочинения – на что в ту эпоху отваживались немногие композиторы.

Серенада ми мажор для струнного оркестра Антонина Дворжака была создана в 1875 году – чрезвычайно плодотворном для композитора. В тот год он был удостоен щедрой стипендии австрийского правительства, позволившей ему больше заниматься сочинением. Результатом стало появление Пятой симфонии и ряда камерных произведений. Серенада, сразу завоевавшая симпатии слушателей и до сих пор остающаяся одним из популярнейших произведений чешского мастера, была написана всего за 12 дней. И по характеру образов, и по композиции она полностью отвечает законам развлекательного жанра (инструментальные серенады, занимавшие промежуточное положение между сюитой и симфонией, предназначались для праздников на открытом воздухе) и вместе с тем является образцом высочайшего мастерства и изобретательности.
Сочинение состоит из пяти коротких частей, объединенных общим настроением. В основе первой части (Moderato) — контраст лирической темы, которую проводят вторые скрипки и виолончели, и подвижной танцевальной темы, с острым ритмом. За изящно-меланхолическим вальсом следует энергичное скерцо, с постоянно изменяющейся по темпу и характеру темой. Проникновенное Larghetto выполняет роль медленной части сочинения. Жизнерадостный финал написан в духе богемского деревенского танца, в веселую атмосферу которого вплетаются и отголоски Larghetto, и тема первой части, что придает особую цельность и единство циклу.

Надежда Кулыгина
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход