Квартет на конец Времени Кирилл Терентьев (скрипка) | Симфония Турангалила Томас Блох (Волны Мартено) В составе, оркестра, исполняющего симфонию «Турангалила», используется уникальный музыкальный инструмент Волны Мартено, который редко можно услышать в России. |
| Французский композитор Оливье Мессиан (1908-1992), 100-летний юбилей которого отмечается в этом году, – один из мэтров музыки ХХ века. Трудно найти в новейшей истории музыкальной культуры столь значительную, индивидуальную, органичную и целостную личность, каким был он. Творчество Мессиана, глубоко верующего христианина, стало кульминацией религиозного возрождения в искусстве. Французский мастер с радостью воспринял экуменические тенденции западной церкви, идею обновленной "кафолической" – "вселенской" – веры. Как композитор, он создал универсальную систему, объединившую достижения почти всех эпох и стран: от пения птиц – "первых музыкантов на земле" – и средневековых церковных гимнов до элементов восточной музыки и средств современного музыкального языка. |
"Квартет на конец Времени" – произведение, с которого началось всемирное признание Мессиана. Известность этому сочинению принесли и беспрецедентные обстоятельства его создания. С началом Второй мировой войны композитор был мобилизован в действующую армию, попал в плен и оказался в немецком концентрационном лагере. В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая товарищей, но и нашел в себе силы сочинять музыку. Выпросив у одного из офицеров нотную бумагу и карандаш, французский мастер написал Квартет, невероятная премьера которого состоялась 15 января 1941 года в том же лагере – перед тысячами пленных при 30-градусном морозе на неисправных инструментах. "Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием", – вспоминал потом Мессиан.
Неудивительно, что обстоятельства, так непосредственно ассоциирующиеся с "концом времён", вызвали первое в творчестве композитора обращение к образам Откровения св. Иоанна – Квартет посвящен "Ангелу Апокалипсиса, который поднимает руку к небу, говоря: не будет больше Времени" (с "явлениями" этого Ангела связаны вторая и седьмая части сочинения). Видения Страшного суда предстают в "Интермедии", "стальной скок" которой напоминает о четырех всадниках Апокалипсиса и "Танце ярости для семи труб". Этот танец – воплощение danse macabre, вселенской пляски смерти, в "бешеном круговороте" уничтожающей все живое…
Однако не идеи смерти, столь естественную в искусстве военного периода, определяют основной замысел Квартета. В комментарии к третьей части Мессиан пишет:
"Бездна – время с его горестями и усталостью. Птицы – противоположность времени, это наша жажда света, звезд, радуги и ликующих песен!" Печалям земного времени французский мастер противопоставил вечную красоту природы и бесконечное милосердие Бога. Именно эти образы открывают сочинение ("Литургия кристалла", где кристалл, неизменно сверкающий своими гранями под любым углом зрения, выступает как некая субстанция бесконечности), образуют его центр ("Хвала Вечности Иисуса") и завершают его ("Хвала Бессмертию Иисуса").
"Турангалила", написанная по заказу Бостонского симфонического оркестра, – первая масштабная симфоническая концепция Мессиана. Она входит в группу сочинений 1945-1948 гг. (к ним также относятся "Ярави" и "Пять песен-припевов"), составляющих триптих, вдохновленный историей Тристана и Изольды. Эта легенда, бывшая для композитора "символом всех возвышенных поэм о любви в искусстве", предстает в экзотическом одеянии ориентальной мифологии – именно в этот период французский мастер начинает широко обращаться к неевропейским культурным традициям, стремясь расширить границы своей музыки.
Особое внимание композитора привлекла древняя Индия с ее космогонической буддийской символикой и многочасовыми музыкальными формами типа раги. Вступая в диалог с романтиками – Вагнером и Берлиозом как создателем программной симфонии – Мессиан комментирует сюжет, а точнее, философию своего сочинения так: "Лила – игра творения, а также любовь; Туранга – движение и ритм. Турангалила означает одновременно песнь любви, гимн радости, движению, ритму, жизни и смерти".
Две главные контрастные темы симфонии подобны восточным символам ян и инь и олицетворяют мужское и женское начала – это мотивы "статуи" и "цветка". Третий мотив – тема любви – объединяет их интонации. "Любовная" сфера сочинения, связанная с образами "Лила", представлена "Садом сна любви", "Развитием любви" и двумя "Песнями любви". Ее кульминацией и итогом становятся части "Кровавое ликование звезд" и "Финал", призванные также воплотить образы "Туранга" – движение и ритм. В частях с названием "Турангалила" концентрируется символический аспект содержания. Музыкальный язык в них призван отразить всю множественность значений санскритского словосочетания – отсюда преобладание не только нетематического начала, но и других иррациональных, "дезорганизующих" моментов: атональности, структурной разомкнутости, нивелировки интонаций.
Великолепный оркестр "Турангалилы" ослепляет своими красками, при этом всегда сохраняя совершенную ясность, несмотря на многочисленность голосов и регистров. Ударные инструменты, количество которых исключительно велико для сочинения середины ХХ века, эмансипируются и приобретают значение полноправной группы. Клавишные и металлические ударные представляют как бы "оркестр в оркестре", имитируя звучание гамелана – индонезийского ударного ансамбля. Трансцендентной сложности фортепианная партия делает "Турангалилу" почти что концертом для фортепиано с оркестром. Партия волн Мартено – электрического инструмента, изобретенного во Франции в 1920-х гг. и получившего распространение преимущественно в произведениях французских композиторов – не менее значима и разнообразна в отношении регистров и приемов звучания: от мягких басов до пароксизма супервысокого фортиссимо, от игривого присвистывания до душераздирающего воя и звуков "летающей тарелки" (VIII ч.). За время звучания сочинения Мессиан демонстрирует нам все выразительные возможности этого инструмента, однако главный эффект он приберегает напоследок – в завершении симфонии тембр волн Мартено приобретает звучание высокого женского голоса, исполняющего в запредельном регистре трели на звуках восходящей гаммы.
Из-за чрезвычайных требований, предъявляемых едва ли не к каждому оркестранту, возможность услышать "Турангалилу" в живом исполнении предоставляется очень редко.
Надежда Кулыгина
Волны Мартено (фр. Ondes Martenot) - электронный музыкальный инструмент, обладающий семиоктавной клавиатурой фортепьянного типа. В отличие от фортепиано, этот инструмент одновременно способен издавать только один звук, но это качество с лихвой компенсируется его богатым и насыщенным тембром.
Инструмент был сконструирован французским музыкантом Морисом Мартено. Первая исполнительница партии Волн Мартено в симфонии Турангалила, известная артистка Жанна Лорио вспоминает: «Морис Мартено впервые продемонстрировал свое творение 3 мая 1928 года в Париже, еще до моего рождения. Я впервые услышала его в 1937-м году: необычный звук потряс мое воображение! Я была тогда маленькой девочкой и спросила у родителей, что за звук раздавался с Эйфелевой башни... На башне играл оркестр, состоявший из 8 или 9 «электрофонов Мартено»; полагаю, руководила оркестром сестра Мориса Мартено, Жинетта».
Сочинения для Волн Мартено или с участием этого инструмента писали Дариус Мийо, Андре Жоливе, Артур Оннегер, Эдгар Варез. Его часто использовал и Оливье Мессиан. Симфония Турангалила - одно из наиболее известных сочинений, включающих партию Волн Мартено. Как рассказывает Жанна Лорио «инструмент привлек композитора необычайной музыкальностью и сверх того неземным звуком, парящим надо всем оркестром... Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах».