С. Эйзенштейна под музыку Э. Майзеля" name="description" /> С. Эйзенштейна под музыку Э. Майзеля" name="keywords" /> С. Эйзенштейна под музыку Э. Майзеля" />
Санкт-Петербург, Концертный зал

Фильм "Броненосец Потемкин"
С. Эйзенштейна под музыку Э. Майзеля


Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Музыка: Эдмунд Майзель
Аранжировка: Хельмут Имиг

Немецкий культурный центр имени Гете и Мариинский театр представляют...

Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" (1925 г.) – самая известная и одновременно самая неизвестная лента мира. Самая известная, потому что, ещё в 1958-м году возглавив список "Лучших фильмов всех времён и народов", она до сих пор остаётся в нем по результатам самых представительных опросов критиков и историков кино. Самая неизвестная, потому что канонического варианта фильма долгое время, в общем, не существовало.
Свой триумфальный путь к зрителю фильм Эйзенштейна начал в Берлине, после легендарной премьеры 1925-го года. Тогда же негатив фильма был продан в Германию и перемонтирован режиссёром Пилем Ютци. На экранах мира, к сожалению, прокатывался в основном именно этот искажённый вариант ленты Эйзенштейна.
Не лучше обстояло дело и в Советском Союзе: Эйзенштейн то и дело попадал здесь в немилость – то как "формалист", то как "идеалист". К тому же его фильм открывался развёрнутой цитатой из Троцкого. В советских версиях фильма делались купюры конъюнктурного характера, убирались титры, написанные "белым стихом": их автором был, как известно, будущий "враг народа" Сергей Третьяков.
Чтобы спасти шедевр Эйзенштейна и донести его для зрителей в оригинальном виде, Федеральный культурный фонд Федеративной Республики Германия принял решение о проведении инициативного проекта по реставрации фильма. Под общим руководством Фонда "Германская Кинематека" был тщательно реконструирован именно авторский вариант фильма Сергея Эйзенштейна. Эта реконструкция производилась по данным Энно Паталаса при поддержке Федерального Фильмархива.
Поэтический пафос сочетался в фильме с бытийным началом, а принципы авангардной культуры жили в гармоничном единстве с архетипами религиозной мифологии. Это общечеловеческое звучание принесло ленте всемирную славу, а фигура Эйзенштейна стала олицетворением советского кинематографа. Кинематографические фрески Сергея Эйзенштейна сформировали миф о Великом советском кино 20-х как об искусстве революционном и пафосном, где героем являются восставшие массы, а действие подчинено прихотливым и музыкально организованным монтажным структурам.
Поэтому важным элементом концепции картины стало музыкальное оформление, созданное берлинским композитором Эдмундом Майзелем. Музыка была написана к мировой премьере картины, состоявшейся в Берлине в 1925 году. Сам Эйзенштейн считал эту музыку идеально соответствующей своему замыслу, но, к сожалению, по соображениям далёким от искусства в Советском Союзе эта музыка оставалась почти неизвестной. Интересно, что во многих странах цензура запрещала к исполнению именно… музыку Майзеля, а не сам фильм Эйзенштейна.
Аранжировку оригинальной музыки для новой версии картины выполнил дирижёр Хельмут Имиг. В 2005 году юбилейный показ фильма в Берлине с музыкой Майзеля стал мировой сенсацией.
14 декабря Немецкий культурный центр им. Гёте представит отреставрированную версию кинофильма петербургскому зрителю в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра. Дирижировать оркестром будет г-н Хельмут Имиг.

Информация предоставлена Институтом Гёте в Санкт-Петербурге

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход