20 марта 1888 года блестящее выступление в зале Дворянского собрания восьми музыкантов, именовавших себя "Кружком любителей игры на балалайках", под управлением его основателя Василия Васильевича Андреева, ознаменовало рождение первого русского народного (ныне Андреевского) оркестра.
[br]Андреев раньше многих понял, что особый неповторимый тембр балалайки нераздельно связан с русской народной музыкой, и что с помощью балалайки и других русских инструментов можно спасти от забвения бесценные русские песни.
В 1913 году, когда Великорусский оркестр (называемый так с 1896 года) отмечал свое 25-летие, он насчитывал 30 музыкантов и успешно гастролировал во Франции, Германии, Англии, США, Канаде. Единодушное признание отечественных и зарубежных музыкальных критиков, назвавших оркестр "несравненным" ("incomparable"), подтвердило правоту Андреева и побудило его обратиться к высшим государственным лицам России за поддержкой, чтобы сохранить и развить эту неотъемлемую часть русской культуры. Таким образом, оркестр, в состав которого теперь входили также домры и гусли, стал называться "Императорский Великорусский Оркестр".
Юбилейный концерт, посвященный 25-й годовщине оркестра, привлек внимание всего высшего света Петербурга во главе с императорской семьей. Он состоялся в Мариинском театре. После долгих оваций Андреева поздравил великий Шаляпин: "Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир". Оркестр получил из многих стран сотни телеграмм со словами благодарности и восхищения, среди них – поздравления от Сары Бернар и Артура Никиша, Артуро Тосканини и Руджиеро Леонкавалло. Во Франции Андреев был избран Почетным Академиком Академии изящных искусств "за введение нового элемента в музыку".
К этому времени оркестр достиг широкой мировой известности. Русская народная музыка теперь исполнялась в крупнейших залах России и зарубежных стран, повсюду стали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью.
Пережив Октябрьскую революцию 1917 года, Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда, время "железного занавеса", – оркестр сумел сохранить свой особый колорит и традиции, заложенные его основателем. С 1918 года, после смерти В. Андреева, коллектив возглавляли многие видные дирижеры, среди них – Ф. Ниман, Э. Грикуров, С. Ельцин, К. Элиасберг. В качестве гастролеров выступали такие признанные мастера, как Л. Стоковский и А. Найденов, В. Дубровский и В. Федосеев.
В 1986 году, когда Дмитрий Хохлов стал главным дирижером Андреевского оркестра, в его составе было 50 исполнителей. В лице нового руководителя оркестр обрел талантливого музыканта, который, как и в свое время основатель оркестра, все силы и помыслы направил на возрождение всемирной славы коллектива и совершенствование его исполнительского мастерства. Андреевский оркестр сегодня – это уникальный коллектив, которому доступно все разнообразие музыки, от народных песен разных стран мира до шедевров мировой классики.
Репертуар оркестра им. В.В. Андреева насчитывает свыше сотни миниатюр, а также произведения крупных форм Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, многих зарубежных авторов, а также петербургских композиторов.
Высочайший профессиональный уровень оркестра им. В.В. Андреева подтверждают многочисленные гастроли в России и за рубежом, в том числе в США, где он выступал на 100 летии знаменитого зала Карнеги-холл. "Совершенный, несравненный ансамбль музыкантов", – так писала о нем музыкальная критика после концертов в Вашингтонском "Кеннеди-центре" и Нью-йоркском "Карнеги-холле".Неоднократно оркестр гастролировал в Японии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Испании, Греции, Румынии, Франции. В 2000 году всемирно известной фирмой "EMI-Classics" (Великобритания) выпущен компакт-диск с записью коллектива. Повсюду слушатели отмечают особое свойство оркестра – пробуждать в душах не только восхищение музыкой, но и симпатии к России и ее народу. И это неудивительно, ведь голосом этого оркестра говорит сердце России.