Год Дягилева в Мариинском театре

31 марта 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения Сергея Дягилева. В репертуаре Мариинского театра насчитывается два десятка произведений, обязанных легендарному импресарио своим возникновением. Для его антрепризы Стравинский написал балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка», «Пульчинелла», «Байка», оперы «Соловей» и «Мавра», ораторию «Царь Эдип». Дягилев заказал Равелю музыку к балету «Дафнис и Хлоя», Прокофьеву – «Блудного сына». Вместе с художниками-единомышленниками он придумал балет «Шехеразада», оперно-балетную версию «Золотого петушка», вывез на Запад «Бориса Годунова» и «Хованщину», «Псковитянку» и «Князя Игоря», а также «Спящую красавицу» Петипа и петербургскую редакцию «Жизели». Процент оригинального «дягилевского» в современных спектаклях Мариинского различен. Одни балеты идут в воссозданной хореографии и сценографии, для других придуманы новые танцы, фабула, оформление. Как выглядела премьера «Соловья» у Дягилева в 1914 году, сегодня можно судить лишь по эскизам Александра Бенуа, а вот сценография «Хованщины», заказанная в 1913 году Дягилевым молодому Федору Федоровскому, была воспроизведена художником позднее для спектаклей Большого и Кировского театров (1952) и сохраняется на сцене Мариинского и поныне.

На заре своей театральной карьеры Дягилев недолгое время служил чиновником по особым поручениям при Дирекции Императорских театров, редактировал «Ежегодник» и жаждал реформ – хотел выстраивать репертуар и руководить новыми постановками. Уволенный за ретивость, он смог реализовать задуманное, но лишь за пределами России. Добившись признания на Западе, Дягилев мечтал показать свои спектакли на Родине. Однако при жизни Сергея Павловича – в Петербурге узнавали о его экспериментах, поисках и триумфах лишь из газет и рассказов очевидцев. В 1920-х только «Петрушка» добрался до сцены Мариинского театра в том же виде, что шел у Дягилева. Интерес к наследию его антрепризы оживился в 1990-х, и постепенно в репертуар труппы вошли реконструкции наиболее резонансных спектаклей. В юбилейный год все они украсят афишу, как и те произведения русских композиторов, которыми Дягилев восхищался и которые включал в программы Русских сезонов.

2
апреля
суббота
Мариинский театр
19:00
Дягилев – 150
балет Мариуса Петипа в постановке Сергея Вихарева на музыку Петра Чайковского

В главных партиях: Надежда Батоева, Филипп Стёпин, Мария Ильюшкина

Мариинский-2
18:30
3
апреля
воскресенье
Мариинский театр
12:00
Дягилев – 150
балет Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского

В главных партиях: Мария Буланова, Роман Беляков

5
апреля
вторник
10
апреля
воскресенье
Мариинский театр
12:00
Дягилев – 150
балет Коралли, Перро, Петипа на музыку Адольфа Адана

В главных партиях: Рената Шакирова, Никита Корнеев

Мариинский театр
19:30
Дягилев – 150
балет Коралли, Перро, Петипа на музыку Адольфа Адана

В главных партиях: Мария Хорева, Александр Сергеев

29
апреля
пятница
Мариинский-2
19:00
Дягилев – 150
oпера Николая Римского-Корсакова (с прологом «Боярыня Вера Шелога»)

В главных партиях: Ирина Чурилова, Светлана Карпова, Ольга Савова, Дмитрий Григорьев, Александр Трофимов, Владимир Ванеев, Геннадий Беззубенков

1
мая
воскресенье
Концертный зал
20:00
Дягилев – 150
балет Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля

 

17
мая
вторник
Концертный зал
19:00
Дягилев – 150
балет Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля

 



Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход