Первая премьера на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) -
балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского в постановке культового современного хореографа Саши Вальц. 13, 14 и 15 мая
Публика созрела к признанию балета Стравинского лишь к 1929 году. Дягилев не без сарказма писал: «”Священная весна” имела вчера настоящий триумф. Это дурачье дошло до ее понимания. Times говорит, что Sacre для ХХ века то же самое, что 9-я симфония Бетховена была для XIX! Наконец-то!». Балет Нижинского вспомнили и оценили много лет спустя. Американский хореограф, специалист в области реконструкции балетов Миллисент Ходсон вместе с художником Кеннетом Арчером восстановила балет в 1987 году в труппе «Джоффри Балле». С тех пор он идет во многих странах. В Мариинском театре эта реконструкция была осуществлена в 2003 и возобновлена в 2012 году. В связи со столетием «Весны священной» по всему миру идут фестивали. Хореографы, по выражению Мориса Бежара «одурманенные музыкой Стравинского», по-прежнему ищут ее новые самые разные воплощения в танце. Саша Вальц возвращается в своей «Весне священной» к ритуальности, древней обрядовости, идее жертвоприношения. Хореограф уверена, что в этой музыке «скрыта какая-то древняя мощь, она будто бы напоена силой земли. С одной стороны, я хотела подчеркнуть музыку, с другой стороны, не хотела быть ее жертвой. Музыка настолько сильна сама по себе, что мне необходимо было сохранить «независимость», автономию своего мира». Саша Вальц – один из культовых современных хореографов. С 1993 года она руководит труппой Sasha Waltz & Guests, которая была основана с целью интегрировать современный танец во всевозможные виды театрального искусства. Помимо организации музыкально-драматически-танцевальных проектов, Саша Вальц является и организатором культурных центров: в 1996 году она создала театр Софиензале, авангардный культурный центр, в 2006 на берегу Шпрее из заброшенной насосной станции выросла Radyal System — концертно-театральная база для четырех коллективов — хореографической труппы Sasha Waltz & Guests, Берлинской Академии старинной музыки, ансамбля солистов «Калейдоскоп» и Vocalconsort Berlin, а также площадка для многочисленных музыкальных фестивалей. В 2000—2005 годах Саша Вальц была одним из руководителей берлинского театра Шаубюне. «Весна священная» на сцене Мариинского театра – не первая работа Саши Вальц в России. В 1998 году был осуществлен проект «На земле» (Das Land), который компания Sasha Waltz & Guests делала вместе с шестью актерами из «Класса экспрессивной пластики» Геннадия Абрамова. Премьера «Весны священной» в Мариинском театре приурочена к 100-летию легендарного балета Игоря Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского. В день 100-летия премьеры балета Стравинского-Нижинского 29 мая 2013 года в Театре Елисейских Полей труппа Мариинского театра и оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева представят «Весну священную» в хореографии Нижинского и в хореографии Саши Вальц. На премьере 13, 14 и 15 мая в программе вечера – также балет Джорджа Баланчина на музыку Сергея Прокофьева «Блудный сын». Над постановкой работают: хореограф – Саша Вальц, художник по костюмам – Бернд Cкодзиг, художники-постановщики: Пиа Майер Шривер и Саша Вальц, художник по свету – Тило Ройтер, ассистенты хореографа: Хуан Круз Диаз де Гарайо Еснаола, Люк Данберри, Антонио Руз и Яел Шнелл. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев. |