2012-11-23 19:20:00

Пресс-релиз

в связи с открытым письмом «первичной профсоюзной организации цеха балета ФГБУК “Государственный академический Мариинский театр”»

По материалам, изложенным в письме, заявляем следующее.

Прежде всего, это письмо не отражает позицию всей балетной труппы Мариинского театра и даже ее большинства (сейчас в балетной труппе театра 299 человек, из них в профсоюзе – 145). Ни само письмо, ни необходимость его публикации, ни отправка министру культуры РФ не обсуждались на собрании первичной профсоюзной организации балета, на общем профсоюзном собрании или на собрании балетной труппы. Никто не знал о намерениях трёх из четырёх членов профбюро первичной профсоюзной организации балета. Таким образом, это письмо нельзя считать письмом от всей первичной профсоюзной организации цеха балета Мариинского театра. Более того, И.П. Загребина, член профбюро первичной профсоюзной организации цеха балета, имя которой указано под открытым письмом, не участвовала в написании письма и не подписывала его.

Тем не менее, администрация театра в лице заместителя художественного руководителя-директора театра и руководителей подразделений, несущих ответственность за соблюдение норм Трудового законодательства, считает необходимым прокомментировать основные позиции, изложенные в письме.

1. В тексте письма утверждается, что «в театре нет действующих правил внутреннего трудового распорядка. Существующие правила внутреннего трудового распорядка театра 1977 г. не могут рассматриваться в качестве действующих».

Театр не нарушает Трудового законодательства Российской Федерации. Мы работаем по правилам внутреннего распорядка, утвержденным в 1986 году, этих правил никто не отменял. Изменения в законодательстве с этого периода закреплены в настоящее время локальными актами, например, такими как: «Положение об оплате труда работников Мариинского театра», «Положение о выплате суточных при командировках работников театра на территории РФ и за рубежом», «Положение о компенсационных выплатах за работу в ночное время и за сверхурочные работы» (размеры этих выплат в театре выше, чем установленные). Принято и работает «Положение о добровольном медицинском страховании». Функционирует постоянно действующая комиссия по трудовым спорам.

2. По утверждению о том, что «график отпусков ежегодно не утверждается, о времени начала отпуска работники не уведомляются под подпись в соответствии со ст. 123 ТК РФ; не обеспечивается точный учет сверхурочной работы на каждого работника», «вызывает сомнение проведение аттестации рабочих мест»:

Приказ о коллективном отпуске в сезоне 2011/ 2012 гг. (№ 151) вышел 3 апреля 2012 года за три с половиной месяца до начала отпуска, был вывешен на общетеатральном стенде объявлений, а приказы об отпуске работников всех структурных подразделений театра вывешиваются в каждом цехе, в т.ч. в балете.
Аттестация рабочих мест в театре проводится с 2010 г., только в 2012 г. было аттестовано 100 рабочих мест, в том числе 9 рабочих мест балетной труппы. К проведению аттестации привлекаются только аккредитованные и имеющие лицензию на этот вид деятельности организации.

3. По поводу утверждения, что «артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объеме, мотивируя тем, что «декретный отпуск не оплачивается» при том, что, например, ФЗ от 29.12.2006 г. № 55-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указывает на то, что размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка (к которому относится и грант как стимулирующая часть заработной платы)»:

Выплата пособий по беременности и родам в театре производится в соответствии с существующим законодательством (Федеральный закон № 343-ФЗ от 08.12.2010 г. в редакции от 25.02.2011 г.) в полном объеме. И, что важно подчеркнуть, в связи с особенностями работы в балете артистки этого цеха имеют в театре дополнительные льготы. Так, при постановке на учет в мед. учреждении на раннем сроке беременности артистки на основании их просьб освобождаются от участия в спектаклях и репетициях. За ними сохраняется должностной оклад (от 11 000 до 20 000 рублей) и доплата от театра в размере 10 000 – 15 000 рублей в месяц на весь период до получения пособия по беременности и родам, то есть, где-то в течение 3,5 – 4 месяцев. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% от среднего заработка (сумма гранта входит в средний заработок для выплат пособия в полном объеме) за последние 24 месяца за каждый календарный день больничного листа (минимально 140 календарных дней). Ограничения по выплатам установлены законом – не более 1 202 рублей 74 коп. за каждый календарный день.

4. По выплате гранта и базовым ставкам оценки партий:
Грант установлен с 2003 г. в соответствии с приказом МК РФ в соответствии с «Положением о порядке выплаты грантов Большому и Мариинскому театрам». В дальнейшем это положение было отменено. Каждый театр разрабатывал свое Положение.
С 1 ноября 2009 г. в театре было разработано специальное положение о гранте для артистов балета. Эта работа проводилась еще предыдущим руководством балетной труппы, продолжил её нынешний руководитель – Ю.В. Фатеев. Система постоянно проверялась, корректировалась в соответствии с репертуаром, гастрольными графиками, обсуждалась и с труппой, и с педагогами-репетиторами, которые как никто понимают и специфику работы труппы, и в состоянии объективно и профессионально высказать свое мнение по возможностям, занятости, качеству работы артистов.
Выплаты по гранту производятся в зависимости от занятости артистов в спектаклях, сложности исполняемых партий. Все партии расцениваются в зависимости от степени сложности. Общий размер гранта выплачивается ежемесячно на основании Приказа по театру. Персональные сведения представляет управление балета после обсуждения с корпусом педагогов-репетиторов.
В письме утверждается, что документ о базовых ставках утратил силу в 2011 году. Это неверно. Приказом № 70-к от 30.01.2012 г. действие Приложений о базовых ставках оценки партий и расценок за репетиции при отсутствии занятости в текущем репертуаре было продлено на 2012 год.
Разъяснение и обсуждение в коллективе формы оплаты труда проводилось неоднократно. В частности, в 2012 году – начиная с марта, несколько раз при участии балетной труппы, администрации подразделения, начальника планово-финансового отдела и юристов театра. Затем в июле 2012 г. репетиторам предложили пересмотреть размеры выплат по партиям. После совещания ставки остались прежними.
Руководством балета в конце сезона было предложено анонимное голосование об отмене данного положения и выплате гранта в постоянном размере с минимальным учетом исполненных партий. Из всей труппы проголосовало менее 10 человек. Голосование продолжается до сих пор и будет закончено по возвращении труппы с гастролей.
Само Положение и информация о размерах ставок доступны для ознакомления.

5. Касательно утверждения, что такая система оплаты труда является «рычагом манипулирования» и что «как только начинается справедливое возмущение действиями руководства, артисты тут же теряют возможность выходить на сцену, а также лишаются перспективы отправиться на гастроли», заявляем:
вопросы загруженности артистов и их участия в гастролях всегда и обязательно обсуждаются с педагогами-репетиторами и никогда не решаются единолично руководителем балетной труппы.

6. Не соответствует действительности утверждение, что «чрезмерные нагрузки повлекли за собой увеличение количества травм, поскольку новая система оплаты труда стимулирует «количество», а не «качество». При этом имеет место методичное «запугивание» артистов тем, что уйдя на больничный, оформив несчастный случай на производстве, они потеряют весь свой заработок».

Оплата больничных листов в связи с полученными травмами по закону оплачивается в размере 100% среднего заработка за весь период больничного без ограничения в размере 1 202 рубля 74 коп. за каждый календарный день на весь период болезни и без ограничения по срокам. Оплата соблюдается театром безоговорочно.

7. По поводу того, что «количество балетных спектаклей неуклонно снижается» и что «многоактных спектаклей проходит немного, в основном следуют постановки «малой формы»»: голословность этого заявления опровергает простой взгляд на репертуар театра и статистика.

Только за период с начала сезона 2012/2013 (с 18 сентября 2012 года) было показано 35 балетных спектаклей, 24 из них в Мариинском театре (в том числе, 22 спектакля «большой формы») и 11 – на сцене Концертного зала. Кроме того, балет был занят еще в 21 оперном спектакле. Следует учесть и то, что балетная труппа театра находится на гастролях с 30 сентября по 3 декабря, и при этом даёт на родной сцене полноценные балетные спектакли.
За аналогичный период прошлого сезона в Мариинском театре было дано 29 балетных спектаклей.

8. Авторы письма пишут о текучке кадров и о том, что из Мариинского театра уходят звёзды и артисты кордебалета.

В коллективе балета на протяжении многих лет цифра приема и увольнения остается стабильной, это совершенно естественное движение кадров.
Действительно из театра перешли в другие коллективы солисты: Михаил Лобухин (2010 год) – в Большой театр, Леонид Сарафанов (2010 год) – в Михайловский театр, Евгения Образцова (2011 год) – в Большой театр.
В таком движении из одной труппы в другую нет ничего катастрофичного, это нормальный и естественный процесс. За последние годы (с 2009 года) в труппу было принято 64 человека.
Сейчас в труппе театра есть иностранные артисты, изъявившие желание работать в балетном коллективе Мариинского театра, это: американка Кинан Кампа, англичанин Ксандр Париш и корейский танцовщик Ким Кимин.
Важно отметить, что с начала сезона осуществлено 70 вводов в спектакли как молодых артистов, так и мастеров.
Что же касается молодежи, то балетная администрация уделяет особое внимание будущим кадрам. С этой целью на спонсорские деньги установлена специальная стипендия для лучших учеников Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. В прошлом году стипендию получали 15 человек, в этом – 10.

Администрация театра, как и прежде, готова обсуждать с коллективом балета любые проблемы и совместно искать пути их решения.

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход