16.06.2019

Мариинский театр – к 150-летию со дня смерти Гектора Берлиоза

Мариинский театр посвящает ряд событий XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» Гектору Берлиозу – к 150-летию со дня смерти французского композитора.

18 июня на сцене Мариинского-2 под управлением Валерия Гергиева прозвучит грандиозная дилогия Гектора Берлиоза «Троянцы». В главных партиях: Михаил Векуа (Эней), Григорий Чернецов (Хореб), Анна Маркарова (Кассандра), Юлия Маточкина (Дидона), Николай Каменский  (Пантей), Олег Сычёв (Нарбал), Людмила Дудинова (Асканий), Анна Кикнадзе (Анна), Владимир Феляуэр (Приам).

История оперы «Троянцы» в России началась спустя несколько лет после парижской премьеры. В 1867 году композитор, приглашенный с концертами в Петербург, писал: «Вчера у меня собрались десять или двенадцать ведущих артистов и критиков России, и меня так упрекали за то, что я не привез ноты "Троянцев". Они хотят, чтобы большие фрагменты этого произведения были исполнены после шестого консерваторского концерта. Они все знают "Троянцев" по клавиру». Однако впервые «Троянцы» были поставлены на петербургской сцене лишь спустя более ста лет. Спектаклем Театра Санкт-Петербургской консерватории дирижировал Сергей Стадлер. В 2000-х годах к этому сочинению впервые обратился Мариинский театр. Концертные исполнения оперы прошли в Санкт-Петербурге, на фестивале Красного моря в Эйлате, в нью-йоркском Карнеги-холле, а затем в содружестве с испанской театральной труппой Фура дель Бауш сценическая премьера «Троянцев» была осуществлена в Валенсии и на исторической сцене Мариинского театра (25 декабря 2009 года). Спустя пять лет театр вновь обратился к дилогии Гектора Берлиоза. В постановке маститого греческого режиссера Янниса Коккоса «Троянцы» предстали античной мистерией&nbnsp;– от величественных декораций и роскошных одеяний до столь же пластически вылепленных мизансцен; от мастерски поставленного света до гармонично сбалансированной звуковой партитуры.

26 июня и 17 июля в Концертном зале прозвучит драматическая симфония «Ромео и Джульетта» по трагедии Уильяма Шекспира. Вокальные партии исполнят Юлия Маточкина (меццо-сопрано) и Александр Михайлов (тенор), а также Михаил Петренко (бас) – 26 июня и Станислав Трофимов (бас) – 17 июля. За пульт Симфонического оркестра и Хора Мариинского театра встанут Валерий Гергиев (26 июня) и Кристиан Кнапп (17 июля).

Драматическая симфония «Ромео и Джульетта», над которой с момента зарождения замысла и до окончательной редакции Гектор Берлиоз работал почти тридцать лет, считается одним из самых совершенных созданий композитора. На написание партитуры, огромной по протяженности и драматургическому размаху, ушло чуть более полугода, но и после премьеры в 1839 году автор неоднократно возвращался к сочинению, внося различные поправки (последняя относится к 1858 году). Свое произведение композитор назвал драматической симфонией, желая подчеркнуть не столько трагедийный строй ее сюжета, сколько театральность ее формы. В исполнении симфонии, кроме оркестра, участвуют хор и солисты, которые трактованы то как действующие лица (хор – Монтекки, Капулетти; солисты – Меркуцио, патер Лоренцо), то как «голос от автора». Гектор Берлиоз ограничился воплощением лишь тех событий, которые у Шекспира сосредоточены в первом и последнем актах, но все они рассмотрены очень подробно: о них рассказывает хор (Пролог), они оживают в действии (драматические эпизоды), а их обобщенно-образное содержание передается средствами чисто оркестровой музыки. 

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход