20.02.2019

В преддверии III Международного фестиваля «Виртуозы флейты»

Программу фестиваля комментирует солист оркестра Мариинского театра и преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Денис Лупачёв.

– Какой опыт вы в качестве организатора извлекли из первых двух фестивалей – для подготовки третьего?
– Постараться пригласить «звезд» фестиваля заранее и на конкретные даты. Раньше было наоборот – сроки фестиваля подгонялись под конкретных исполнителей. Например, в прошлом году Валерий Абисалович Гергиев хотел, чтобы Эммануэль Паю из Берлинского филармонического оркестра сыграл у нас свое переложение Скрипичного концерта Хачатуряна. Но когда я связался с Паю, оказалось, что у него есть лишь два свободных дня – 11 и 12 марта – и по дороге из Тулузы в Токио он мог бы заехать в Петербург. В итоге второй фестиваль был организован вокруг этих дат.

– Как выбирали нынешних guest stars?
– Я предложил, Валерий Абисалович одобрил. С австрийским флейтистом Вальтером Ауэром он выступал вместе, когда дирижировал Венским филармоническим оркестром. Замечательный Жюльен Бодиман, сейчас играющий в Лионской национальной опере и преподающий в Лионской высшей национальной консерватории музыки и танца, известен в мире, но не очень известен у нас. Сибиряк Матвей Демин – выдающийся представитель молодого поколения флейтистов, сделавших блестящую карьеру на Западе, сейчас солист цюрихского Оркестра Тонхалле. Как и на прошлых фестивалях, все трое не только будут участвовать в концертах, но и дадут мастер-классы.

– В нынешней программе есть большие романтические концерты и миниатюры, репертуарные редкости и известные сочинения, новые имена композиторов соседствуют с малоизвестными старыми, которые могут оказаться для публики новыми. Кто что предложил?
– Сначала я определил концепцию: показать разноплановый репертуар для флейты с оркестром, флейты в камерном ансамбле, флейты с роялем плюс концерт из барочного репертуара. Дальше программы наполнялись с учетом пожеланий приглашенных солистов и моих коллег по театру. Так, монографическую программу, посвященную Георгу Филиппу Телеману, курировала Мария Федотова. У фестиваля общее посвящение Теобальду Бёму, 225-летие со дня рождения которого мы будем отмечать: его музыка прозвучит почти на всех концертах.
В программу концерта, названного нами «Вена – Париж», вошла редко исполняемая музыка, написанная к драматическим спектаклям: «Песни Билитис» Дебюсси и «Садовник с острова Самос» Жака Ибера. Оба произведения были на античный сюжет. В целом, репертуарный диапазон фестиваля простирается от барочных ансамблей до недавно написанных сочинений, как, например, концерт «Выход к свету дня» Гийома Коннесона, который был создан в 2014-м по заказу Чикагского симфонического оркестра. Жюльен Бодиман исполнит его на закрытии фестиваля. На открытии же девять флейтистов Мариинского театра выйдут на сцену в Танго-фантазии по мотивам Пьяццоллы. Аранжировку сделал наш коллега – композитор и валторнист Алексей Позин, его имя хорошо известно публике по аранжировкам для Renaissance Percussion.

– На открытии прошлого фестиваля – в театрализованном представлении джазовой фантазии Клода Боллинга – на сцене были ночной бар, официанты и творческое соревнование завсегдатаев клуба. Чего ждать на этот раз? Милонги?
– Хотелось бы, но оставим место для фантазии зрителей. Это история про женщину, которая не может танцевать танго, однако реализует себя как творческая личность через игру на флейте. Режиссер Дмитрий Отяковский придумывает мизансцены, свет, костюмы.

– Фестиваль посвящён Бёму и пройдет с участием Бёма? Людвиг Бём – из тех самых?
– Прямой потомок. В Зале Щедрина он прочитает лекцию о своем выдающемся прапрадеде, его творческом наследии и о гениальном усовершенствовании конструкции флейты, покажет редкие фотографии инструментов, разработанных Теобальдом Бёмом.
Юным слушателям об истории развития флейты расскажет Марина Вологдина на лекции-концерте.

– Как попасть на мастер-классы?
– Участники уже определились – это молодые флейтисты из разных городов России, в том числе из Санкт-Петербурга. В прошлом году администрация театра не ожидала, что мастер-классы вызовут такой ажиотаж, и анонсировала свободный вход для слушателей. Сейчас, чтобы упорядочить их доступ, продаются билеты по минимальной цене. Возможно, несколько еще осталось в продаже.
Вопросы: Анна Петрова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход