12.07.2018

Мариинскому – 235!

12 июля 1783 года Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой»: «…Российский театр нужно, чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Именно с этого времени ведет свою историю Мариинский театр, чья жизнь полна великих имен и событий, мировых премьер, грандиозных гастрольных туров и масштабных международных проектов.

Большой Каменный театр, построенный по проекту Антонио Ринальди, поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир»). Театральных трупп, выступавших на этой сцене, было пять: русская, французская, немецкая, итальянская и балетная, шли также драматические спектакли, устраивались вокально-инструментальные концерты. Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого (где продолжались выступления балетной и итальянской трупп). В 1859 году Театр-цирк сгорел, и на его месте был построен новый театр, получивший имя Мариинский в честь царствующей императрицы Марии Александровны (архитектор Альберто Кавос). Первый же театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой «Жизнь за царя» Михаила Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова.

Четырнадцать дирижеров стояли во главе Мариинской-Кировской оперы, а до нее – русской оперы в петербургском Большом театре. Некоторые из них недолго занимали свой пост, некоторые десятилетиями, один (Эдуард Направник)  – полвека. В 1988 году пятнадцатым главным дирижером, а с 1996 года художественным руководителем-директором Мариинского театра стал Валерий Гергиев. Под его руководством Мариинский театр продолжил свое стремительное развитие: вернулись в репертуар сочинения Рихарда Вагнера, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, активно продолжается сотрудничество с современными композиторами. Сегодня театр представляет почти полторы тысячи спектаклей в сезон, работают новые площадки и филиалы.

По инициативе Валерия Гергиева в 2006 году на месте декорационных мастерских, уничтоженных пожаром, был построен Концертный зал. В мае 2013 года торжественно открыт Мариинский-2 – одна из самых оснащенных театрально-концертных площадок мира. Продолжает расширяться и театральная география – филиалы Мариинского театра появились во Владивостоке (Приморская сцена Мариинского театра) и Владикавказе, куда вошли Государственная академическая филармония Республики Северная Осетия-Алания и Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания.

12 июля на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге в рамках XXVI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» будут представлены несколько ярких событий. На исторической сцене пройдет показ балета Адольфа Адана «Жизель» в хореографии Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа. В главных партиях: прима-балерина Мариинского театра Алина Сомова (Жизель) и премьер Американского театра балета Дэвид Холберг (граф Альберт). В Мариинском-2 в этот вечер – концертное исполнение оперы Винченцо Беллини «Норма» при участии Татьяны Сержан и Сергея Скороходова. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – известный итальянский дирижер Олег Каэтани. В Концертном зале с сольной программой выступит прославленный пианист Сергей Бабаян.

Приморская сцена Мариинского театра в эти дни активно готовится к III Международному Дальневосточному фестивалю «Мариинский», Владивосток, который пройдет с 24 июля по 8 августа и включит выступления приглашенных звезд, ведущих солистов оперы, балета и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход