03.06.2015

Интервью с Изабеллой Байвотер

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 17, 18 и  21 июня в Мариинском-2 состоится премьера оперы Верди «Травиата» в постановке Клаудии Шолти. Художник-постановщик и художник по костюмам Изабелла Байвотер о новой постановке «Травиаты».


 – «Травиата» была написана более 150 лет назад. А в какую историческую эпоху происходит действие вашего спектакля?
 – Мы решили поместить действие оперы примерно в то время, когда она была написана. Но сценография не полностью ему соответствует, хотя определенная взаимосвязь с эпохой, конечно, присутствует. В костюмах прослеживается влияние моды 1850-х, 1890-х, 1950-х годов и даже нашего времени. Общая атмосфера постановки – гедонистическая, беззаботная, чувственная.


 – Мне кажется, главная сложность в постановке «Травиаты» связана с тем, что это одна из самых популярных опер Верди, да и вообще одна из самых популярных и известных классических опер. О чем хотите рассказать вы в своем спектакле через историю любви Виолетты и Альфреда?
 – Не думаю, что популярность «Травиаты» мешает очередной ее постановке. Это одна из самых понятных для зрителя опер с выстроенной композицией, четкой и сильной по воздействию сюжетной линией. Наша цель – сделать ее правдивой, реальной, чтобы зритель смог пережить и понять жизнь Виолетты и ее друзей. Ведь такую историю можно представить и в наши дни, это жизнь красивых и знаменитых: секс в обмен на немалые деньги – и развлечения, развлечения, развлечения. Мы хотим, чтобы эта красивая жизнь на несколько часов увлекла зрителя.
Помимо книги Дюма, сюжет которой лег в основу либретто «Травиаты», мне была важна подлинная, неромантизированная история Дамы с камелиями. Вот почему я обратилась к фактам, в частности, изучила новую, одну из наиболее авторитетных ее биографий, написанную Джулией Кавана на основе реальных документов жизни Мари Дюплесси – ее писем, счетов и т.д. И обнаружила, что это была типичная история звезды, звезды, вспыхнувшей очень ярко и быстро сгоревшей. У нее было трудное детство, отец-алкоголик, выбросивший ее ребенком на улицу. И вдруг она становится знаменитой и богатой, и словно стремится наверстать упущенное, с азартом скупая все, что ей понравится: красивую мебель, одежду, драгоценности, цветы…Она надеется, что эта красота и удовольствия помогут ей изгнать из памяти ужасы прошлого, поэтому хочет видеть только красивое, окружить себя красивыми вещами и людьми. И я решила сделать красивый спектакль, с красивыми декорациями и костюмами.


 – По предыдущим работам в Мариинском театре вы известны созданием стильных и продуманных постановок. Есть ли какой-либо объединяющий ключевой элемент в этом спектакле?

 – Доминантой сценографии «Травиаты» является карусель, в виде которой представлена анфилада комнат в апартаментах Виолетты. Перемена места действия происходит благодаря вращению карусели, напоминающему смену кадров в кинематографе. Это решение делает постановку красочной, разнообразной и в то же время очень домашней: в таких декорациях герои имеют возможность уединиться вдали от гостей (хора), как на настоящем балу. А зрители могут заглянуть в чужую жизнь через ярко освещенные окна.
Кроме того, этот образ обладает выраженным символическим значением: жизнь Виолетты подобна карусели. На глазах у публики она кружится в водовороте развлечений, балов, любовных утех и денег. Наслаждается мгновениями, расплачиваясь жизнью. Конечно, как особа, живущая на содержании, она должна выполнять свои обязательства, но вознаграждение за них прельщает ее, а постоянные удовольствия помогают забыть об одиночестве.
Загородная сцена воплощает сельскую идиллию глазами городской девушки: зеленые холмы, весенние цветы, глубокий пруд и даже лодочка. Ее действие происходит в центральном сегменте карусели – золотой птичьей клетке. Эта клетка представляется мне неким заколдованным капканом, ловушкой. Ее идея была подсказана старинной викторианской музыкальной шкатулкой, принадлежавшей моей бабушке. В середине бархатной обивки шкатулки танцевала маленькая балерина в белом с золотом платье. Она все повторяла и повторяла свои пируэты, взмахивая руками – до тех пор, пока хватало завода пружины. А потом музыка обрывалась, она замирала, роняя руки. Как Виолетта.
Бал у Флоры вдохновлен образами «Прекрасной эпохи» во Франции. Есть в нем и элементы бурлеска с его декадентской глянцевой эротикой.


 – Вы уже ставили оперы в Концертном зале Мариинского театра и на исторической сцене, а теперь будете работать в Мариинском-2 с его огромным зрительным залом. Существует мнение, что этот зал требует масштабных постановок. Что вы думаете об этом?
 – Да, я считаю, что в Мариинском-2 сценографические решения должны быть рельефнее, чем в двух других залах, и этот спектакль будет выигрышно смотреться именно на этой сцене.
Беседовала Надежда Кулыгина

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход