Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра
Сейчас в эфире

8 апреля. ИНТЕРНЕТ-РАДИО «МАРИИНСКИЙ-FM» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПЕРУ ТИХОНА ХРЕННИКОВА «МАЛЬЧИК-ВЕЛИКАН»

ИНТЕРНЕТ-РАДИО «МАРИИНСКИЙ-FM» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПЕРУ ТИХОНА ХРЕННИКОВА «МАЛЬЧИК-ВЕЛИКАН».
8 апреля в 17.00

Завтра, 9 апреля в Зале Прокофьева (Мариинский-2) будет исполнена опера Тихона Хренникова «Мальчик-великан». Интернет-радио «Мариинский-FM» предлагает познакомиться с этой оперой в ее первоначальной редакции в записи 1971 года, где звучат голоса артистов Детского музыкального театра Наталии Сац. Эта пластинка разошлась тиражом в 3 миллиона экземпляров в советском Союзе.
Как и многие композиторы его поколения, Тихон Хренников (1913-2007) много сочинял в жанре «для детей и юношества». Оптимистический строй музыки Хренникова как нельзя лучше вписывался в законы этого жанра. Он был рожден бодрыми ритмами, компактными конструкциями, песенными мелодиями.
История сотрудничества композитора с Наталией Сац и ее Детским музыкальным театром началась еще в 1933 году, когда будучи студентом Московской консерватории, Хренников написал музыку к драматическому спектаклю «Мик». Спустя тридцать шесть лет авторитетного советского композитора, обладателя трех Сталинских премий Хренникова позвали для переработки знакомого сюжета в сатирическую детскую оперу.
Сюжет вкратце таков: в далекой стране живет ученый, профессор Кабрера, который изобрел чудесный порошок, убыстряющий рост всего живого. Он мечтает употребить его на благо людям - для повышения урожаев, для борьбы с голодом. Но правит страной жестокий Диктатор, у него совсем иные цели. По приказу Диктатора Кабреру арестовывают. Его открытие, оказавшееся в руках врагов, может быть использовано для порабощения народов. На защиту профессора и его изобретения встают простые люди - рабочий Ингрем, его сын Мак, их друзья. Планам Диктатора не суждено сбыться.
Есть в спектакле еще одна сюжетная линия, связанная с мадам Ехидной, владелицей зверинца. Шкуры зверей она надела на безработных - их легче прокормить и удобнее содержать, чем настоящих хищников. (Описан случай, имевший место на западе. Когда у владельца зверинца умерла человекообразная обезьяна, он поместил в клетку человека, который ее изображал.)
В конце концов, в зверинце оказываются Диктатор и мадам Ехидна.
Опера была поставлена Наталией Сац броско, кое-где откровенно плакатно, в четко очерченных мизансценах, на контрастном сопоставлении характеров, заявленных и доведенных почти до осязаемости в музыкальных портретах антагонистических пар: гуманный профессор - враг гуманизма Диктатор, капризные дети Диктатора - сын Ингрема Мак и дочь сторожа зверинца Мая.
Режиссура укрупнила драматургическую мысль, подчеркнула идеи оперы: отважные люди в силах бороться против гнета и бесправия; крупные открытия могут быть и великим добром и великим злом, единение людей во имя справедливости - превыше всего!
Для сегодняшнего слушателя в поучительной сказке 1969 года слишком явно проступают следы эпохи, поэтому постановщикам оперы в Мариинском театре пришлось адаптировать сценарий к современным реалиям. В их распоряжении оказалась энергичная и доступная для восприятия ребенка музыка: оперу составляют жанровые номера - песенки, вальсы, марши, перемежающиеся разговорными диалогами. Эту новую версию «Мальчика-великана» правильнее было бы назвать сочинением по мотивам оперы Хренникова.
Повтор программы 9 апреля в 01.00, 09.00, 17.00