ПРОКОФЬЕВ В МАРИИНСКОМ

Война и мир. 2000

Премьера спектакля 11.03.2000
Совместная постановка с театром Метрополитен-опера
Дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер – Андрей Кончаловский
Художник-постановщик – Георгий Цыпин
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Джеймс Инглс
Художник-видеографик – Элейн Маккарти
Хореограф – Сергей Грицай


Финал оперы. В центре – Сергей Алексашкин (Кутузов). 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
При третьем обращении к «Войне и миру» оперу существенно сократили, уложив гигантскую партитуру в масштаб нормального оперного спектакля. До антракта вместились сцены мира, после – войны. Редакция, ставить которую пригласили Андрея Кончаловского, а оформлять – Георгия Цыпина, стала одним из самых экспортируемых мариинских спектаклей. Задуманный как копродукция, он шел в Метрополитен-опере и имел счастливую гастрольную судьбу. Не случайно над ним работали режиссер и художник с большим западным, прежде всего американским, опытом. Премьера была выбрана для государственного мероприятия в стенах театра: ее посетили исполнявший тогда обязанности президента Владимир Путин и бывший премьер-министром Великобритании Тони Блэр.

Вторая картина. Бал у екатерининского вельможи. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
В «Войне и мире» русская культура, как мало в каком другом тексте, развернута к западному читателю, открыта ему и привлекательна. Это справедливо и в отношении музыки Прокофьева. Национальная патриотическая эпопея решена композитором в строгом и вполне интернациональном неоклассическом стиле – не по конкретным приметам «старинного» в партитуре, а по ее ампирной упорядоченности, стройности и иерархичности. На такой же лад настраивало сценическое решение оперы: минималистские графичные декорации в сценах мира, скупо оформленные, но драматизированные гигантскими людскими массами сцены войны.

Восьмая картина. Бородинское поле перед сражением. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Одиннадцатая картина. Пожар Москвы. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Словно не доверяя своему мастерству, режиссер буквализировал метафоры Толстого, развесив над сценой московского пожара гигантского красного петуха и дав в руки хористу-корифею дубину – надо думать, народной войны.

Анатоль Курагин – Олег Балашов, Наташа Ростова – Анна Нетребко. 2000 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Андрей Болконский – Алексей Марков, Пьер Безухов – Алексей Стеблянко. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Валентина Барановского
Спектакль вывел на мировую сцену новую звезду – Анну Нетребко, блиставшую в партии Наташи. Выдающиеся образы создали Александр Гергалов (князь Андрей), Алексей Стеблянко и Гегам Григорян (Пьер) и дебютантка Екатерина Семенчук (Соня).
Кира Немировская

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход