ПРОКОФЬЕВ В МАРИИНСКОМ

Война и мир. 1977

27.12.1977 – 04.12.1981 (21 спектакль)
Дирижер – Юрий Темирканов
Режиссеры – Борис Покровский, Никита Никифоров
Художник-постановщик – Иосиф Сумбаташвили
Художники по костюмам – Теодора Шорр, Ирина Кустова
Хореограф – Иван Покровский

Опера «Война и мир» могла прозвучать на сцене Кировского театра еще в 1940-е годы. Прокофьев, работая над ее созданием, очевидно, рассчитывал на исполнение в Ленинграде или Молотове (куда театр отправился в эвакуацию в августе 1941 года), даже несмотря на трудные условия военного времени. Композитор подготовил экземпляр клавира, директор Евгений Радин и главный дирижер Арий Пазовский проявили живой интерес к возможной постановке спектакля, но прежде опере предстояло пройти прослушивание в Комитете по делам искусств. Готовый клавир был отправлен в Москву, где весной 1942 года музыковед Семен Шлифштейн все же передал его Радину. Еще некоторое время Прокофьев не терял надежды на исполнение новой оперы: сохранились письма к Радину (от 25 марта 1943 года), где композитор излагает свои взгляды на возможные купюры при исполнении, и к Павлу Ламму (от 2 мая того же года), с просьбой подготовить копию партитуры для начала разучивания. Однако до возвращения из эвакуации планировать постановку, требующую огромного состава солистов и сценического пространства, было бы преждевременным, к тому же в театре готовилась премьера балета «Золушка». Весной 1944 года Радин умер, и, по-видимому, вопрос о «Войне и мире» в Кировском театре больше не поднимался. Сценическая премьера прошла 12 июня 1946 года все же в Ленинграде, но на сцене Малого оперного театра. Исполнение было неполным: прозвучала только первая, «мирная» часть оперы – восемь картин. Предполагалось, что полная версия будет идти в течение двух вечеров, вторая часть готовилась к исполнению в следующем сезоне, но после генеральной репетиции 20 июня 1947 года была снята с репертуара. В 1955 году, уже после смерти композитора, на той же сцене была показана одновечерняя редакция, в которую с неизбежными сокращениями вошел материал всех картин. На главной сцене Ленинграда опера появилась только спустя три с лишним десятилетия после премьеры.

Афиша первых исполнений оперы © Мариинский театр
«Война и мир» стала одной из первых работ для нового главного дирижера театра Юрия Темирканова. План постановки разработал легендарный Борис Покровский, высоко ценивший наследие Прокофьева. «Без Прокофьева не понять смысла искусства современного оперного театра»1, – утверждал режиссер. В разные годы он поставил почти все оперы композитора, за исключением «Маддалены» и «Повести о настоящем человеке». Именно Покровский готовил обе постановки «Войны и мира» в Малом оперном (первую – в тесном общении с Прокофьевым), дважды ставил оперу в Большом театре (1959, 1981) и в Народной опере в Софии (1957, 1986), каждый раз находя новое решение. Ленинградский спектакль 1977 года, однако, не упоминается ни в исследованиях, посвященных творчеству Покровского, ни в воспоминаниях самого режиссера: он почти не присутствовал на репетициях, доверив основную постановочную работу своему ученику Никите Никифорову.

На репетиции: Юрий Темирканов, Борис Покровский, Никита Никифоров
 © Мариинский театр/ Фото Юлии Ларионовой
Декорации оформлял Иосиф Сумбаташвили, талантливый театральный художник с опытом работы на драматических и оперных сценах, во МХАТе, Театре Советской Армии, Театре им. Вахтангова. Эскизы костюмов создали Теодора Шорр и Ирина Кустова – они уже работали в Кировском театре над оперой Прокофьева («Обручение в монастыре» 1961 года), а Теодора Шорр готовила костюмы еще к самой первой постановке «Войны и мира» в Малом оперном. С небольшими изменениями те эскизы и легли в основу костюмов спектакля 1977 года.

Теодора Шорр. Эскизы костюмов к постановке в Малом оперном театре. 1945 год
Из личного архива Ирины Кустовой
Юрий Темирканов предпринял смелый шаг, доверив роли как мастерам, так и молодым певцам – будущим звездам мариинской сцены. Почти для всех это был первый опыт освоения вокального творчества Прокофьева, традиционно считающегося трудным и даже «невокальным». Артисты вспоминают: на то, чтобы найти удобную манеру исполнения, потребовалось немало времени. Опыт, однако, оказался успешным.
В партии Наташи Ростовой на равных с прославленной Галиной Ковалёвой пела только что пришедшая в труппу театра Лариса Шевченко. «В короткое время сценического развертывания образа молодой исполнительнице удалось не только выявить все нюансы роли, но и вызвать слушательское доверие, сочувствие»2, – отмечал критик. Образ, созданный Шевченко, оказался близок именно к толстовскому видению этой героини.
Сергею Лейферкусу, как и его герою – Андрею Болконскому, на момент премьеры был тридцать один год. Для певца, приглашенного из Малого оперного театра, эта работа стала дебютной в Кировском – Мариинском и положила начало блестящей карьере. Великолепное владение прокофьевской вокальной интонацией, четкая артикуляция, прекрасная актерская игра сделали роль Андрея безусловной творческой удачей Лейферкуса. Другим ее исполнителем был Валерий Лебедь, в то время тоже солист Малого оперного, перешедший в труппу Кировского театра через год. Впоследствии в его репертуар вошли почти все основные баритоновые партии в операх Прокофьева, но «Война и мир» стала для него первым обращением к наследию композитора. Молодой артист брался за незнакомую прежде роль с некоторым опасением, особенно когда стало известно о том, что Евгений Кибкало, певший Андрея Болконского в Большом театре, потерял голос, работая над ней. Но опасения оказались напрасными. «Прикоснувшись к этой роли, я просто влюбился в нее, – вспоминает Лебедь, – а нашему вальсу с Наташей аплодировали даже балетные».

Наташа Ростова – Галина Ковалёва, Андрей Болконский – Сергей Лейферкус
Пьер Безухов – Александр Розуменко

 © Мариинский театр/ Фото Юлии Ларионовой
«Война и мир» стала одним из первых спектаклей на мариинской сцене и для Алексея Стеблянко. Уже в те годы обладавший богатым голосом широкого диапазона, артист сначала пробовался на роль Анатоля Курагина, в одном из спектаклей смог заменить заболевшего певца в баритоновой партии Наполеона, но ярче всего раскрыл образ Пьера Безухова. Эту роль певец сохранил в своем репертуаре и в XXI веке. Его партнером по роли был Александр Розуменко. Достойно выступали в спектакле и опытные мастера сцены: Владимир Киняев, Игорь Силантьев и Николай Охотников – в роли Кутузова, Ирина Богачёва, Евгения Гороховская, Людмила Филатова – в роли Элен Безуховой. 12 января 1978 года за дирижерский пульт театра впервые встал ассистент Темирканова – Валерий Гергиев. Молодой дирижер провел оперу на подъеме. «Гергиев прекрасно слышит многослойность полифонической партитуры Прокофьева, и под его управлением оркестр тоже звучит выразительно, эмоционально»3, – так оценивал рецензент его выступление.

Кутузов – Николай Охотников
Элен Безухова – Ирина Богачёва

 © Мариинский театр/ Фото Юлии Ларионовой
Постановщики были вынуждены пойти на ряд сокращений в партитуре. Купированными оказались дуэт Наташи и Сони в первой картине, вся картина в доме Безухова, часть музыки трех последних картин. Однако это не помешало успеху спектакля. Яркое воплощение получили масштабные хоровые сцены, впервые в Ленинграде прозвучал монументальный хоровой эпиграф. В июне 1978 года спектакль был показан на гастролях в Греции – исполнение проходило под открытым небом у стен Акрополя. На сцене Кировского театра постановка выдержала 21 представление и в последний раз прошла 4 декабря 1981 года. Исполнение 1978 года запечатлела видеозапись – первая в истории «Войны и мира». Шаг к полномасштабному возрождению грандиозной эпопеи Прокофьева на мариинской сцене был сделан.
Владимир Хавров

Заключительная сцена спектакля
 © Мариинский театр/ Фото Юлии Ларионовой

1 Б.А. Покровский ставит советскую оперу. М., 1989. С. 286.
2 Ежегодник «Панорама». 1983. С. 37.
3 Шепелева Л. Новая жизнь народной эпопеи // Советская музыка. 1979. № 6. С. 39.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход