ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Нос. 2004

Премьера 10.04.2004 

Дирижер – Валерий Гергиев
Режиссер – Юрий Александров
Художник-сценограф – Зиновий Марголин
Художник по костюмам – Мария Данилова
Художник по свету – Глеб Фильштинский

Россию оставили с «Носом» всего в третий раз: до сих пор оперу-фантасмагорию Шостаковича ставили у нас только в Ленинградском Малом оперном театре в 1930 году (то была мировая премьера) и в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в Москве в 1974-м. В отличие от предшественников Юрий Александров не рассматривал «Нос» как сатиру на царский режим или мещанство – его спектакль в Мариинском получил подзаголовок «Страсти по Ковалёву». Впрочем, настоящим героем спектакля оказался не Ковалёв, а именно Нос, который явился публике сразу во множестве обличий: бутафорский носик в натуральную величину, резиновое полотно в форме носа, зашитый в эластичный белый мешок танцовщик и, наконец, Нос-тенор, восстающий из гроба в виде Наполеона.


Сцена из первого акта. Ковалёв – Владислав Сулимский 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Александров признавался: «Пьеса Гоголя, великого мистификатора и в то же время великого русского страдальца, достаточно запутана. Я запутал ее еще больше». Здесь цирк, «Окна РОСТА», полицмейстер в гоголевской шинели размером с трехэтажный дом и сирин с алконостом, парящие над библейского вида толпой в Казанском соборе. Режиссер использовал тот же метод, что и в мариинском «Семене Котко» пятью годами ранее: острый гротеск, создание гипертрофированного и подчас перечащего либретто сценического действия. В сочетании с дробно-монтажной, поминутно извивающейся и искрящей партитурой Шостаковича это дало несколько избыточный результат.

Чиновник в газетной экспедиции – Илья Банник, Ковалёв – Владислав Сулимский 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Стержнем столь пестрого, калейдоскопического зрелища стала сценография Зиновия Марголина – опрокинутый петербургский двор-колодец. В ключевые моменты оперы раскрывается видеозадник и действие затягивает в ошеломляющий металлический тоннель – «смесь упавшей на бок башни Татлина с урбанистическими катакомбами, населяющими американские триллеры»1.

Сцена из первого действия: танец двойников Ковалёва 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Сцена из второго действия 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

В день премьеры спектакль был показан дважды, и критики затруднились отдать пальму первенства одному из двух составов: Сергею Семишкуру или Августу Амонову (Нос), Александру Морозову или Геннадию Беззубенкову (Доктор), Илье Баннику или Эдуарду Цанге (Чиновник газетной экспедиции). Особой похвалы в прессе удостоился дебютант Алексей Сафиулин в роли майора Ковалёва, однако выступивший в вечернем спектакле Владислав Сулимский также, по словам очевидцев, исполнил партию с блеском.

Мария Данилова. Эскизы костюмов: Приживалка и Петр Федорович 
© Мариинский театр

Сцена из второго действия 
© Мариинский театр / Фото Наташи Разиной

Запись «Носа» стала одной из первых на лейбле Mariinsky. Релиз состоялся 25 мая 2009 года и сразу получил несколько престижных наград и номинацию на «Грэмми», чего с записями новорожденных лейблов прежде не случалось.
Богдан Королёк

Обложка издания «Носа» на лейбле Mariinsky. 2009 год

1 Комок О. Мариинский театр всем показал «Нос» // Коммерсантъ. 2004. 12 апреля.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.