ПРОКОФЬЕВ В МАРИИНСКОМ
К 125-летию cо дня рождения композитора

Золушка. 2002

Премьера спектакля 05.03.2002
Дирижер – Михаил Агрест
Хореограф – Алексей Ратманский
Художники-постановщики – Илья Уткин, Евгений Монахов
Художник по костюмам – Елена Марковская
Художник по свету – Глеб Фильштинский

«Золушка» стала дебютом Алексея Ратманского в форме многоактного сюжетного спектакля, до того в его постановочном багаже были только одноактовки и миниатюры.


Времена года: Весна – Василий Ткаченко, Лето – Алексей Попов, Осень – Константин Ивкин, Зима – Андрей Соловьёв. 2015 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
И Ратманский, в отличие от многих предшественников, ставивших этот балет, предложил интерпретацию масштабной партитуры Прокофьева, а не сюжета известной сказки. Оставив прошлому карамельно-сладкие детские сказки «о праве на счастье каждого, кто имеет доброе сердце», он поместил свою героиню во вневременную, но с приметами сегодняшнего дня среду, где чудеса вершат не прекрасные феи, а деловитая старушка-нищенка с сеткой апельсинов и свита задиристых панков.

Золушка – Диана Вишнёва, Фея-нищенка – Елена Баженова. 2013 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Глубину прокофьевского шедевра, его ноты тревоги и жизнелюбия Ратманский в союзе с Валерием Гергиевым, Ильей Уткиным, Евгением Монаховым и Еленой Марковской с постмодернисткой легкостью уместил в ироничном балете. Он предстал хореографом, на спектакле которого зрители смеются, а артисты, отдаваясь стихии игры, открывают в себе новые актерские грани и от души дурачатся.

Золушка – Диана Вишнёва, Мачеха – Юлия Махалина, Кубышка – Маргарита Куллик, Худышка – Виктория Терёшкина. 2002 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной

Учитель танцев – Ислом Баймурадов, Кубышка – Софья Иванова-Скобликова, Худышка – Елена Евсеева, Мачеха – Екатерина Кондаурова. 2013 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
Так, дурачились сестры Золушки, изображая боксерский бой и поединок борцов сумо. А в сцене бала дурачился балетмейстер-сочинитель: чуждый какого-либо пафоса, он разрушал пафос сказочности. Вторя иронии, пронизывающей музыкальную тему Прокофьева, он создал пародию на традиционное сказочное представление о придворном обществе: то светские львы и львицы неуклюже переминались с ноги на ногу, то дамы жеманно потряхивали кистями, а кавалеры, сильно наклонив корпус, в глубоком плие скакали через сцену в па мазурки.

Бал. 2012 год
© Мариинский театр/ Фото Марк Олич

Золушка – Диана Вишнёва. 2009 год
© Мариинский театр/ Фото Наташи Разиной
«Неофитам, не видевшим ни "Баядерку", ни "Спящую красавицу", или желающим приобщить к прекрасному детей, на этой "Золушке" может стать не по себе, – отзываясь на премьеру 2002 года, писали "Ведомости". – Но тех, кто уже выучил их наизусть и в отсутствии современного балета впал в летаргический сон, новая "Золушка" Мариинского театра может вывести из этого состояния»1.

1 Галайда А. Спортсменка, комсомолка, красавица // Ведомости. 2002. 12 марта.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход