Санкт-Петербург, Концертный зал

Нельсон Фрейре


Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
XIII Московский Пасхальный фестиваль

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Нельсон Фрейре (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Оливье Мессиан
«Забытые приношения», симфоническая медитация для оркестра

Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор, соч. 40

Александр Скрябин
Симфония № 3 «Божественная поэма» до минор, соч. 43

 

Симфоническая медитация «Забытые приношения» (1930) – одно из лучших сочинений раннего периода творчества Мессиана, именно с него началось знакомство публики с музыкой французского композитора. Инициатором исполнения этого опуса стал дирижер Вальтер Страрам, в очередной раз подтвердивший свою репутацию первооткрывателя новых талантов: премьера «Приношений» снискала большой успех. Следуя практике, которой Мессиан придерживался на протяжении всей жизни, он предпослал сочинению авторские комментарии, раскрывающие его религиозную программу. Ключевые слова этой программы вынесены в подзаголовки частей триптиха: «Крест», «Грех», «Причастие». Сочинением «Забытых приношений» Мессиан хотел напомнить людям о вечной жертве Христа: «Грех – это забвение Бога, Крест и Причастие – божественные приношения. Как сказано в Евангелии: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое и Кровь Моя; и сие творите в Мое воспоминание”».
Музыкальным выражением страданий Христа на кресте в первой части является экспрессивная, полная глубокой грусти мелодия струнных: «Прибитый за руки, скорбит смертельно, на дерево креста пролилась кровь. Ты нас любил, Христос, – а мы тебя забыли». Вторая часть – драматический центр сочинения: «Гонимые безумием, словно змеиным жалом, от ярости мы задохнулись и в раже, разнузданно тотчас предались греху – как упав в могилу». Бесконечность божьего милосердия воплощает редкая по красоте скрипичная тема философски-созерцательного финала: «Вот чистый стол, источник благости – пир нищих, где едят хлеб Жизни и Любви. Ты нас любил, Христос, – а мы тебя забыли».
Надежда Кулыгина


Начатый в эскизах в Москве в 1914–1917 годах, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40, был завершен Сергеем Рахманиновым (1873–1943) уже в эмиграции спустя десятилетие. 18 марта 1927 года состоялась его премьера в Филадельфии: солистом выступил автор, дирижировал Леопольд Стоковский. Чувствуя неудовлетворенность своим произведением (критика встретила премьеру довольно холодно), композитор внес поправки в партитуру перед ее публикацией в 1928 году, а в в1941 году капитально переработал концерт, создав его вторую редакцию. В советское время о послереволюционном Рахманинове принято было писать в таком, например, тоне: «Оторвавшийся от родины художник с огромными усилиями пытался возобновить творческую деятельность на чужбине. Это сказалось на музыке Четвертого концерта. Его нельзя поставить рядом с двумя предшествовавшими концертами, созданными в России». Тут же сообщалось, что «на творчество Рахманинова оказало некоторое воздействие модернистское искусство» (А. Соловцов).
Сегодня Четвертый концерт вопреки подобным приговорам видится и как продолжение линии романтических Второго и Третьего концертов, и как подступ к гениальным шедеврам позднего Рахманинова – «Рапсодии на тему Паганини», «Симфоническим танцам», Третьей симфонии. Трагическое мироощущение композитора связано не только с неутихающей тоской по покинутой России, не только с близящейся мировой катастрофой – оно продиктовано еще и поисками своего места в меняющемся мире. Пылкий, лирически вдохновенный романтик, Рахманинов в Четвертом концерте словно примеряет еще вчера далекие ему выразительные средства – дерзкую зловещую токкатность стремительного бега, графическую заостренность фортепианных фигураций, напряженные гармонии… И порывистая первая часть (Allegro vivace), и лирическое русское интермеццо в средней части (Largo), и «колючий» скерцозный финал (Allegro vivace) полны нежданных «злых» вторжений, пронизаны неизбывной тревогой. Основное настроение Концерта, по словам одного проницательного слушателя, – «торжественный трагизм».
Иосиф Райскин

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход