Новости

Продолжая традицию чествования композиторов, Мариинский театр представит оперу «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, чей день рождения музыкальный мир отмечает 23 апреля. Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене. Главные партии исполнят исполнители итальянского репертуара: Ахмед Агади (Канио), Гелена Гаскарова (Недда), Ариунбаатар Ганбаатар (Тонио), Александр Тимченко (Беппо), Вячеслав Васильев (Сильвио). За дирижерским пультом – Кристиан Кнапп

Продолжая традицию чествования композиторов, Мариинский театр представит оперу «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, чей день рождения музыкальный мир отмечает 23 апреля. Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене. Главные партии исполнят исполнители итальянского репертуара: Ахмед Агади (Канио), Гелена Гаскарова (Недда), Ариунбаатар Ганбаатар (Тонио), Александр Тимченко (Беппо), Вячеслав Васильев (Сильвио). За дирижерским пультом – Кристиан Кнапп.

Опера «Паяцы» Леонкавалло признана вершиной творчества композитора, а партия главного персонажа, Канио, принадлежит к золотому фонду тенорового репертуара. Созданное в конце XIX века сочинение, наравне с «Сельской честью» Масканьи, стало одним из художественных манифестов веризма (от итальянского vero – «правда»).

В центре повествования «Паяцев» – бродячая труппа Канио, разыгрывающая для местных жителей комедию дель арте. Четверо мужчин-комедиантов, героев оперы, претендуют на одну-единственную героиню – Недду. В растущий между персонажами клубок раскаленных эмоций вместе с любовью оказываются вплетены гордость, ревность, похоть и страх одиночества. Постепенно грань между представлением комедиантов и реальной жизнью размывается, актерская игра становится зловеще убедительной, и, наконец, на сцену бродячей труппы проливается настоящая, не бутафорская кровь.

Мировая премьера «Паяцев» состоялась в театре Даль Верме в Милане 21 мая 1892 года и сразу принесла тридцатитрехлетнему композитору мировую славу. Первоначально опера называлась «Паяц» – в соответствии с традицией указывать главного героя на афише. Действительно, в сочинении Леонкавалло центральное место занимает трагическая фигура Канио, клоуна-страдальца. Однако непосредственно перед премьерой исполнитель другой партии – Тонио – отказался петь в опере, название которой не включает в себя упоминание о его герое. Так вместо Il pagliaccio произведение стало именоваться Pagliacci, то есть «Паяцы». Успех премьеры был настолько ошеломляющим, что уже через год, в 1893-м, оперу показали в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра; сначала петербургская публика услышала «Паяцев» на русском языке – в переводе Николая Спасского. Но традиция исполнения опер на языке публики постепенно угасла, и сейчас в Мариинском театре «Паяцы» звучат на итальянском.

>>>

23 апреля Эван Капитен дебютирует в партии Армана в балете Фредерика Аштона «Маргарита и Арман».

С 25 апреля по 16 мая пройдет XХIII Московский Пасхальный фестиваль. В новом сезоне впервые за всю историю фестиваля в нем примут участие артисты Большого театра – симфоническую программу представит сводный симфонический оркестр Мариинского и Большого. Также впервые к акции масштабно присоединится Приморская сцена Мариинского театра – она представит Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который пройдет с 9 по 14 мая в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. Традиционными останутся обширная география и насыщенные программы – симфоническая, хоровая и звонильная. Неизменны и главные принципы фестиваля: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность

С 25 апреля по 16 мая пройдет XХIII Московский Пасхальный фестиваль. В новом сезоне впервые за всю историю фестиваля в нем примут участие артисты Большого театра – симфоническую программу представит сводный симфонический оркестр Мариинского и Большого. Также впервые к акции масштабно присоединится Приморская сцена Мариинского театра – она представит Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который пройдет с 9 по 14 мая в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. Традиционными останутся обширная география и насыщенные программы – симфоническая, хоровая и звонильная. Неизменны и главные принципы фестиваля: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность.

Маршрут объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров охватит двадцать четыре города России – за двадцать два дня музыканты преодолеют более пятнадцати тысяч километров. Выдающиеся солисты и музыкальные коллективы выступят на центральных площадках Москвы и регионов. Выступления будут посвящены памятным датам и юбилеям великих композиторов: в этом году чествуют Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинку, чьи произведения будут особенно ярко звучать на фестивале.

Торжественное открытие XХIII Московского Пасхального фестиваля состоится в Московском концертном зале «Зарядье» 5 мая – в Светлое воскресенье. 9 мая днем на Поклонной горе пройдет общедоступная акция – симфонический концерт под управлением Валерия Гергиева. Вечером на сцене Большого зала Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского состоится гала-концерт под руководством Валерия Гергиева, где солистом выступит Денис Мацуев. На мероприятие будут приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны, некоммерческие общественные организации, воспитанники детских школ искусств Москвы.

Приморская сцена Мариинского театра впервые представит Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который пройдет с 9 по 14 мая и охватит четыре крупнейших города Дальневосточного федерального округа: Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Южно-Сахалинск. Открытие фестиваля состоится 9 мая в Большом зале Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке. Гала-концерт пройдет при участии Симфонического оркестра, хора и солистов оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра, Сводного хора Владивостокской епархии и Оркестра штаба Тихоокеанского флота России.

В новом сезоне хоровой программы двадцать три коллектива из России и Беларуси исполнят духовную музыку. Более сорока пяти хоровых выступлений пройдут в храмах и на концертных площадках Москвы и близлежащих городов. Геронтологические, семейные центры, а также центры социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов, откроют свои двери для весенних благотворительных концертов.

Торжественное открытие хоровой программы состоится 6 мая в Москве, в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. В концерте примут участие камерный хор «Нижний Новгород», Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» и хор Мариинского театра.

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в столице – исполнителей также ждут в Одинцове, Серпухове, Красногорске, Балашихе, Подольске, Щёлкове, Зарайске, Егорьевске, Коломне, Клину, Орехово-Зуеве, Солнечногорске, Туле, Вологде, Ржеве, Ростове Великом, Александрове. Кроме того, в рамках Дальневосточного Пасхального фестиваля 12 мая в Спасо-Преображенском соборе Владивостока пройдет общедоступное исполнение Всенощного бдения Рахманинова хором Приморской сцены Мариинского театра.

Ярким событием хоровой программы в столице также станет гала-концерт, который пройдет 12 мая в Концертном зале им. П. И. Чайковского. В этот вечер для зрителей выступят коллективы из Санкт-Петербурга, Уфы, Минска, Якутска, Грозного и Москвы.

В рамках звонильной программы XХIII Московского Пасхального фестиваля пройдут десятки концертов колокольной музыки. В этом году программа охватит двадцать три храма Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Сергиева Посада, Вологды.

Общедоступные концерты колокольной музыки пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья. В колокольных концертах примут участие более тридцати профессиональных звонарей из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Тутаева, Костромы, Великого Новгорода, Казани, Петрозаводска, Пскова, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Самары, Красногорска, Сергиева Посада, Минска и Витебска.

Московский Пасхальный фестиваль, основанный в 2002 году по инициативе Валерия Гергиева и Правительства Москвы, стал одним из крупнейших и самых ожидаемых событий культурной жизни России, собирающим каждый год сотни тысяч слушателей. В 2003-м он получил статус всероссийского проекта при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина.

В 2024 году фестиваль состоится при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

>>>

20 апреля на родине Модеста Петровича Мусоргского, в Пскове, состоялся масштабный музыкальный фестиваль «Гений места», приуроченный к 185-летию со дня рождения великого композитора. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

20 апреля на родине Модеста Петровича Мусоргского, в Пскове, состоялся масштабный музыкальный фестиваль «Гений места», приуроченный к 185-летию со дня рождения великого композитора. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

«Россия гордится историей Москвы – огромной, древней. Петербург гораздо моложе, но тоже прославлен на весь мир. Однако величайшие люди русской земли не всегда рождались в Москве или Петербурге, поэтому даже огромным театрам, таким как Большой и Мариинский, совсем не лишне ставить перед собой задачу, в числе своих основных, почтить и родину Чайковского, и родину Мусоргского, и родину Римского-Корсакова, и родину Глинки, что мы тоже скоро сделаем, и многих других. Мне кажется, что Модест Петрович Мусоргский – один из величайших композиторов, когда-либо живших и творивших на земле, не только русской земле. Потому это далеко не первый наш приезд сюда, но впервые мы проводим здесь фестиваль “Гений места”. Здесь до непосредственной родины Мусоргского – как минимум три или три с половиной часа езды, тем не менее это Псковская область, село Карево», – отметил художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев.

В программу насыщенного фестивального дня в Пскове вошли четыре события. На сцене Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина в преддверии дня рождения Сергея Прокофьева прозвучала его симфоническая сказка «Петя и волк». Там же состоялся камерный концерт солистов оперы Мариинского театра. Вокальные сочинения Мусоргского исполнили Степан Завалишин, Дмитрий Григорьев и Анастасия Донец. На фортепиано аккомпанировал Юрий Кокко. Днем в Большом концертном зале Псковской областной филармонии выступил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе» и цикл «Картинки с выставки».

Завершила «Гений места» в Пскове последняя опера Мусоргского «Хованщина». В главных партиях вышли Екатерина Сергеева, Александр Морозов, Михаил Петренко, Нажмиддин Мавлянов, Олег Видеман, Роман Бурденко, Максим Даминов, Андрей Попов, Жанна Домбровская, Олег Балашов и Александр Никитин. Исполнение прошло при участии хора Мариинского театра. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра был Валерий Гергиев.

Выступления Мариинского театра в Пскове уже имеют регулярный характер и непременно сопровождаются высоким интересом со стороны публики. Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», а артисты балета, вокалисты и солисты оркестра Мариинского театра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии.

Всего на карте фестиваля музыкальных приношений «Гений места» пять городов: Тихвин, Псков, Воткинск, Смоленск и Ломоносов. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

>>>

20 апреля Мария Баянкина впервые исполнит заглавную партию в опере Джакомо Пуччини «Тоска» – в дневном представлении.

20 апреля в Пскове в рамках масштабного музыкального фестиваля «Гений места», старт которому был дан 22 марта, состоятся праздничные мероприятия, приуроченные к 185-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. Под управлением Валерия Гергиева прозвучит опера «Хованщина», также псковской публике будут представлены три концертных программы. Фестиваль «Гений места» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

20 апреля в Пскове в рамках масштабного музыкального фестиваля «Гений места», старт которому был дан 22 марта, состоятся праздничные мероприятия, приуроченные к 185-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. Под управлением Валерия Гергиева прозвучит опера «Хованщина», также псковской публике будут представлены три концертных программы. Фестиваль «Гений места» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти».

В 15:00 на сцене Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина пройдет камерный концерт солистов оперы Мариинского театра. Вокальные сочинения Мусоргского прозвучат в исполнении Степана Завалишина, Дмитрия Григорьева и Анастасии Донец. Партия фортепиано – Юрий Кокко.

Кроме того, в Театре драмы состоится детский концерт. В преддверии дня рождения Сергея Прокофьева, в 12:00 для юных слушателей прозвучит его симфоническая сказка «Петя и волк» в исполнении солистов Симфонического оркестра Мариинского театра и чтеца.

Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии главные партии исполнят Екатерина Сергеева, Александр Морозов, Михаил Петренко, Нажмиддин Мавлянов, Олег Видеман, Роман Бурденко, Максим Даминов, Андрей Попов, Жанна Домбровская, Олег Балашов и Александр Никитин. Выступление пройдет при участии хора Мариинского театра. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев.

Сюжет «Хованщины» объединяет события, которые в исторической действительности заняли семь лет: два стрелецких бунта (второй из них возглавил Иван Хованский, поддержавший старообрядцев) и приход Петра I к власти. Помимо исторических личностей, в опере действуют и вымышленные персонажи, введенные композитором (в частности, Марфа).

Выступления Мариинского театра в Пскове уже имеют регулярный характер и непременно сопровождаются высоким интересом со стороны публики. Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», а артисты балета, вокалисты и солисты оркестра Мариинского театра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии.

Всего на карте фестиваля музыкальных приношений «Гений места» пять городов: Тихвин, Псков, Воткинск, Смоленск и Ломоносов. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

>>>

23 апреля исполняется 133 года со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. В честь праздничной даты его опера «Обручение в монастыре» прозвучит на исторической сцене Мариинского театра, на которой в 1946-м состоялась мировая премьера этого произведения

23 апреля исполняется 133 года со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. В честь праздничной даты его опера «Обручение в монастыре» прозвучит на исторической сцене Мариинского театра, на которой в 1946-м состоялась мировая премьера этого произведения.

Сергей Прокофьев создавал оперу «Дуэнья» (именно под таким названием «Обручение в монастыре» было впервые представлено публике) стремительно и легко. Композитор выступил также автором либретто, взяв за основу пьесу Ричарда Бринсли Шеридана «Дуэнья» (1775). Прокофьев самостоятельно переводил произведение с английского языка и адаптировал его: усилил лирическую линию, одарив влюбленных роскошными ансамблями, серенадами и романсами; не забыл и о комической составляющей, обогатив текст шутками, пародийными цитатами и комедийными сценами. Стихотворения принадлежат перу Миры Мендельсон-Прокофьевой.

Созданная в 1940 году и впервые представленная публике спустя шесть лет, комическая опера «Обручение в монастыре» практически не покидала репертуар Кировского (Мариинского) театра. За это время было создано несколько спектаклей, нынешний – впервые показанный в 1996-м – стал третьим сценическим воплощением «Обручения». Постановка режиссера Владислава Пази и художницы Аллы Коженковой отличается пышной карнавальностью и декоративностью, которые отражают яркую, жизнерадостную музыку Прокофьева. В год премьеры спектакль был показан на гастролях в Брюсселе, Риме, Роттердаме, Миккели, Лиссабоне, Турине и Нью-Йорке и вызвал неподдельный интерес публики. Почти тридцать лет эта постановка с неменьшим успехом идет на сцене Мариинского театра. Интересно, что подлинный реквизит 1946 года – бокалы, одобренные самим композитором, – используется в спектакле по сей день.

Прокофьев с юности считал Мариинский театр своим: впервые он оказался здесь в девятилетнем возрасте, а три года спустя, поступив в Петербургскую консерваторию, стал регулярно посещать спектакли и концерты. С Мариинским композитор заключил свой первый договор на постановку оперы – в 1916 году, но через год был вынужден его разорвать из-за революции. Спустя десять лет, в 1926-м, Мариинский (тогда ГАТОБ) стал первым в России театром, поставившим оперу Прокофьева – это была «Любовь к трем апельсинам». Услышать ее можно и сегодня – ближайшие показы пройдут 11 мая в 12:00 и 19:00.

Сейчас репертуар Мариинского украшают семь постановок опер композитора, включая даже написанного в детстве «Великана». В числе балетных жемчужин – прокофьевские «Ромео и Джульетта» и «Золушка», созданные по заказу театра, а также «Каменный цветок». Со сцен Мариинского регулярно звучат симфонические сочинения композитора, в том числе оратория для чтеца, солистов, хора и оркестра «Иван Грозный» и масштабные кантаты – к 20-летию Октября и «Александр Невский».

>>>

7 мая в Мариинском театре открывается новая серия гастрольных спектаклей Большого театра России. В этот раз московская труппа покажет в Петербурге два балета – «Спартак» Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича и «Драгоценности» Баланчина на музыку Форе, Стравинского и Чайковского. Предыдущие обменные балетные гастроли театров проходили более двадцати лет назад, в марте 2003 года

7 мая в Мариинском театре открывается новая серия гастрольных спектаклей Большого театра России. В этот раз московская труппа покажет в Петербурге два балета – «Спартак» Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича и «Драгоценности» Баланчина на музыку Форе, Стравинского и Чайковского. Предыдущие обменные балетные гастроли театров проходили более двадцати лет назад, в марте 2003 года.

Первым петербуржцы увидят балет «Спартак» Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича и оформлении Симона Вирсаладзе – показы пройдут 7, 8 и 9 мая в Мариинском-2. Спектакль, ставший визитной карточкой Большого театра, объехал лучшие сцены мира – с триумфальным успехом он был показан в Париже, Лондоне, Милане, Мадриде. Петербургскую сцену этот «Спартак» последний раз видел лишь в 1998 году.

Премьера балета «Спартак», в котором Григорович выступил и как хореограф-постановщик, и как автор либретто (с использованием сценария Николая Волкова), состоялась 9 апреля 1968 года на сцене Большого театра. Юрий Григорович сосредоточил внимание зрителя на судьбах и переживаниях главных героев, а в центр спектакля выдвинул мужские образы – так хореография партий Спартака и его антагониста Красса, построенная на основе осовремененной классики, задала новые стандарты героического мужского танца. Художник Симон Вирсаладзе в декорациях отталкивался от грубой фактуры камня, снимавшей с балетного Рима ореол блестящей столицы.

На премьере четыре главные партии исполняли Владимир Васильев (Спартак), Марис Лиепа (Красс), Екатерина Максимова (Фригия), Нина Тимофеева (Эгина). В других составах участвовали Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка, Майя Плисецкая, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Ирек Мухамедов, Борис Акимов.

С годами на смену гениальным первым исполнителям приходили всё новые поколения звезд балетной труппы Большого театра. На гастролях в Петербурге центральные партии исполнят: 7 мая – Игорь Цвирко, Артемий Беляков, Елизавета Кокорева, Юлия Степанова; 8 мая – Денис Родькин, Егор Геращенко, Мария Виноградова, Алена Ковалёва; 9 мая – Алексей Путинцев, Владислав Лантратов, Евгения Образцова, Екатерина Крысанова.

Другое украшение гастрольной афиши – один из балетов Джорджа Баланчина, горячо любимых петербургской публикой, – «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского. Всего состоится пять показов спектакля Большого театра: 10, 11 (в 12:00 и 19:00) и 12 мая (в 12:00 и 19:00).
Три балетных школы (России, Франции и Америки), три бесценных опыта – петербургской балетной школы, дягилевских Русских сезонов и новой школы в Нью-Йорке – сформировали новейший стиль классической хореографии Баланчина, получивший идеальное выражение в триптихе-шедевре «Драгоценности», вошедшем в историю как первый «полнометражный» бессюжетный балет.

Созданный Баланчиным для труппы Нью-Йорк Сити балета в 1967 году, этот спектакль под названием «Драгоценные камни» был показан в Советском Союзе – на гастролях труппы на сцене Кремлевского дворца съездов – в 1972 году.

В Большом театре «Драгоценности» оказались впервые поставлены в 2012-м. (До этого в репертуаре театра был только балет «Рубины» – премьера состоялась в декабре 2010 года.) Сценическое оформление спектакля создали художник-сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева.

В предстоящих спектаклях Большого театра на сцене Мариинского примут участие артисты обеих трупп. Художественный руководитель балетной труппы Большого театра – Махар Вазиев.

>>>

17 апреля на исторической сцене Мариинского театра состоится первая весенняя премьера сезона – комическая опера Россини «Золушка». Главные партии исполнят Дарья Росицкая, Кристина Гонца, Екатерина Латышева, Денис Закиров, Магеррам Гусейнов, Ярослав Петряник, Денис Беганский. Партия клавесина – Марина Мишук. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев

17 апреля на исторической сцене Мариинского театра состоится первая весенняя премьера сезона – комическая опера Россини «Золушка». Главные партии исполнят Дарья Росицкая, Кристина Гонца, Екатерина Латышева, Денис Закиров, Магеррам Гусейнов, Ярослав Петряник, Денис Беганский. Партия клавесина – Марина Мишук. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Джоаккино Россини и либреттист оперы Якопо Ферретти довольно существенно пересмотрели сюжет знаменитой сказки Шарля Перро «Золушка». Действие было перенесено в современную для них эпоху, исчезли и магические превращения. Вместо сказочного волшебства авторы предложили слушателям искрометный добрый юмор и завораживающее богатство партитуры.

Режиссером премьерного спектакля выступила Екатерина Малая, чьи «Итальянка в Алжире» и «Волшебная флейта» с успехом идут в Мариинском театре с 2022 года.

«Я думаю, что этот спектакль – для всей семьи, которая сможет прийти в выходной день на оперу “Золушка”, послушать блестящее исполнение удивительных ансамблей, арий и дуэтов, сложнейших в исполнении и тем не менее очень зажигательных. Спектакль понравится всем – в нем всё прозрачно и насыщенно. Я подкидываю много сложных и интересных задачек артистам и с увлечением наблюдаю, как они это подхватывают и примеряют на себя. Так, одна из сестер должна сделать трюк. Я провела опрос, кто что может исполнить. Оказалось, оперные певицы способны и на шпагат сесть, и колесо сделать, и на пуанты встать. Комическая составляющая может быть у каждого артиста. Главное – поймать характер и найти применение своим способностям и талантам», – говорит Екатерина Малая.

Следующие премьерные показы пройдут уже 18, 21 апреля (в 14:00 и 19:00) и 10 мая (в 12:00 и 19:00).

>>>

13 апреля Елена Свинко дебютирует в партии уличной танцовщицы в вечернем представлении балета «Дон Кихот».

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход