Санкт-Петербург, Концертный зал

Очарованный странник


опера Родиона Щедрина

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 

Исполнители

Иван Северьянович Флягин, рассказчик – Сергей Алексашкин
Засеченный монах, князь, магнетизер, старик в лесу, рассказчик – будет объявлено позднее
Цыганка Груша, рассказчица – Кристина Капустинская

Мировая премьера: 19 декабря 2002 года, Эвери-Фишер-холл, Нью-Йорк (концертное исполнение)
Российская премьера: 10 июля 2007 года, Концертный зал Мариинского театра (концертное исполнение)
Премьера постановки: 26 июля 2008 года, Концертный зал Мариинского театра


Продолжительность спектакля 1 час 35 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Родиона Щедрина
Либретто композитора по повести Николая Лескова «Очарованный странник»

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев
Главный хормейстер – Константин Рылов
Хореограф – Дмитрий Корнеев

Краткое содержание

Действие первое
Иван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни. В отрочестве он однажды «смеха ради» ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни, не дав покаяться. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот – «обещанный» Богу сын, и дал «знамение»: будет Флягин много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет ему настоящая «погибель», и отправится он во исполнение материнского «обещания» в монастырь, на Валаам-остров. Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к Князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях. Однако после трех лет усердной службы начали Ивана Северьяновича одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, который обладал даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему Князем, на прекрасную певунью – цыганку Грушеньку.

Действие второе
Когда Князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке. Влюбившись в Грушу, Князь отдал табору огромный выкуп – полсотни тысяч рублей золотом – и забрал ее к себе в дом. Но Князь – человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: Князь тайно отвез ее в лес, на болото. Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, попросила убить ее, поскольку иначе она сама убьет неверного Князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул ее с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши.


Родион Щедрин не раз повторял, что «для оперы температура ощущений должна быть много выше нормальной, не 36,6, а все 39,5 или даже 40,0!». Такую лихорадочность повествования о страшных событиях, смесь отстраненности с исповедальностью, он нашел в повести Лескова «Очарованный странник». История монастырского послушника, «бывшего конэсёра» (знатока лошадей) Ивана Северьяновича Флягина читается у Лескова и как житие, и как былина, и как авантюрный роман. Глубокая вера и искренность сострадания соединяются у Флягина с жестокостью, добросовестность и исполнительность – с беспечностью и бесшабашностью. Жанр «Странника» Щедрин определил как «оперу для концертной сцены», придав опере-притче схожесть с ораторией. Три солиста, как в пассионах Баха, и рассказывают о себе, и играют роли. В музыке слышны знаменный распев в прологе и эпилоге, и колокольные перезвоны в кульминациях, и пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства, и стилизации деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях, и цыганский романс. «Щедрин избегает традиционных оперных ходов, – отмечал критик Михаил Фихтенгольц. – Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блокфлейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Еще изумило в “Страннике” бесчисленное множество оттенков тишины – истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».


Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. (Майнц)


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Щедрин в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)