Скрипичное наследие Моцарта включает более сорока сонат и вариаций для скрипки и клавесина, концертные и камерные дуэты для струнных инструментов, сольные концертные пьесы. Четыре из пяти его скрипичных концертов написаны в 1775 году. В это время девятнадцатилетний Моцарт с успехом выступает как скрипач-солист: по всей видимости, концерты он создавал, чтобы расширить собственный репертуар. Оркестр в этих концертах невелик и в сущности играет подчиненную, аккомпанирующую роль, но изумительное мелодическое богатство, тончайшее знание природы инструмента и мастерство формы сделали их частью золотого фонда мировой скрипичной литературы.
Третий концерт, так называемый «Страсбургский», любим публикой и музыкантами. Бьющая через край жизнерадостность, упругий ритм, свобода, изящество мелодических линий, отличают первое Allegro. Вторая, медленная часть, – образец пленительной лирики Моцарта, полной возвышенных чувств и страстного упоения красотой. Финальное рондо, как и во многих инструментальных сочинениях Моцарта, пронизано стихией народного танца. В среднем эпизоде рондо звучит танцевальный напев, бытующий в деревнях вблизи Страсбурга – он и дал имя всему концерту.
Иосиф Райскин